Драйв-тест проводился 19 сентября. Исследователи колесили по столице и проверяли качество работы операторов. Целый месяц ушел «на более детальный анализ полученных данных», говорят в Mforum.
Сами исследователи из Mforum говорят, что медлили с оглашением результатов, потому что боялись, что «результаты наших измерений могут подтвердить или опровергнуть итоги многолетней и высокобюджетной работы операторов по созданию собственного имиджа и позиционирования на рынке сотовой связи».
В тесте участвовали эксперты MForum и специалисты крупнейших операторов, работающих в Москве, но его результатами остался доволен только «МегаФон», который исследователи признали лидером по качеству сотовой связи.
Эксперимент длился 12 часов. За это время участники успели сделать около 400 звонков в сети каждого из операторов из разных точек Москвы: номера набирались не вручную, а специальными аппаратами. Причем все звонки были бесплатными: они звонили на телефоны автоматических абонентских служб.
Основной параметр, который подлежал проверке: доступность сети на трассах. На некоторых участках звонки проходили далеко не с первой попытки. Больше всего проблем с соединением было с SIM-картой МТС — из 424 звонков не удалось 30, у «Би Лайна» из 395 — 27, а «Мегафон» показал лучший результат — из 373 не получилось всего 9 звонков.
Звонки производились в одно и то же время, но аппарат смог больше позвонить в абонентскую службу МТС, потому что ее телефон короче, чем у конкурентов.
Несмотря на то что не всегда удавалось дозвониться в абонентские службы, исследователи признают, что в целом сотовая связь в Москве предоставляется на достаточно высоком уровне у всех трех операторов и удовлетворяет одному из важнейших критериев — в час наибольшей нагрузки сети число отказов не должно превышать 5%.
Маршрут теста проходил по 9 основным автотрассам, которые, по мнению специалистов MForum, охватывает менее 1% площади покрытия сотовых операторов, и всего один день. Но в агентстве и не претендуют на объективность: «Говорить о географической репрезентативности исследования вряд ли возможно. Измерения на соседних улицах и дорогах могут дать иной результат. Тем не менее, везде, где это было возможно, мы старались быть максимально технически корректными».
Но представители MForum уверены, что такие тесты необходимы. «Независимая и объективная оценка качества предоставляемых операторами услуг должна послужить дополнительным стимулом, ускоряющим развитие сотовых сетей в рамках здоровой конкуренции», — отмечает Ярослав Ставничий, исполнительный директор агентства.
Дмитрий Путий, руководитель проектов драйв-тестов, подчеркивает, что проверка сотовой связи в Москве — фактически то, чем должен был заниматься департамент транспорта и связи Москвы. «Мы направили в этот департамент приглашение поучаствовать в нашем тесте, но особого понимания не нашли», — заявил «Газете.Ru» господин Путий.
Департамент транспорта и связи, в котором якобы «ничего не слышали» про инструментальный тест Mforum, действительно, проявлял интерес к качеству сотовой связи в Москве. Но ограничился только «горячей линией»: в августе абонентам предлагалось обращаться в департамент с жалобой на операторов. Опрос получился еще менее показательным, чем драйв-тест — в нем приняли участие всего 1585 человек (в Москве более 80% жителей пользуются сотовой связью), из них 47% абонентов МТС, 30% — «Би Лайна» и 17% «МегаФона». Но эти данные еще менее показательны, чем у MForum. «Наше исследование носило информационно-рекомендательный характер. Мы считаем, что сотовая связь не заслуживает нареканий», — заявили «Газете.Ru» в департаменте.
Операторы и аналитики относятся скептически к драйв-тесту.
Павел Нефедов, руководитель пресс-службы МТС, так комментирует результаты теста: «MForum поставил перед собой довольно амбициозную и непростую задачу. Это делает мероприятие легкой мишенью для разнообразной критики. Тот факт, что в тесте используется профессиональное измерительное оборудование, а результаты выражаются малопонятными для рядовых потребителей параметрами, не позволяют характеризовать данное мероприятие как «журналистский потребительский тест».
«Проведенное исследование не позволяет сделать какой-либо вывод о качестве сетей в целом, в первую очередь, ввиду массы ограничений используемой методики. Если принять во внимание все ограничения данной методики, то понятно, что даже приблизительные выводы о качестве работы сетей будут некорректны. Для того, чтобы исследование основных параметров качества трех сотовых сетей такого огромного мегаполиса как Москва более-менее отражало действительность, необходимо проводить измерения, которые займут как минимум один месяц», — уверен Дмитрий Богаевский, инженер «Би Лайна», который принимал участие в тесте.
«Таких тестов достаточно много. Но обычно ни операторы, ни государство в них не участвуют, потому что они ничего не дают, а только укрепляют брэнд агентства, которое их проводит, — говорит Ольга Жилинская, аналитик ИК «Ренессанс Капитал». — С технологической точки зрения, все три компании работают примерно одинаково в Москве, поэтому разные результаты зависят от выборки, какого-то конкретного сегмента сети».