Сегодня Financial Times сообщила о намерении крупнейшей металлургической корпорации США US Steel Corp. приобрести ряд активов в странах Восточной Европы. Об этом заявил Джон Сурма, назначенный на должность главы компании две недели назад. Примечательно, что на прошлой неделе о своем желании расширяться поведал миру еще один крупный концерн, российская «Северсталь-групп».
И хотя направление готовящейся экспансии глава холдинга Алексей Мордашов не указал, уже сейчас понятно, что предприятия Восточной Европы входят в круг интересов компании. Так, в августе «Северсталь» заявляла о своем намерении участвовать в аукционе по продаже чешского сталелитейного завода Vitkovice. Еще раньше холдинг предпринял попытку приобрести украинскую «Криворожсталь». US Steel, кстати, также намеревалась вступить в борьбу за это предприятие, однако фонд госимущества Украины не допустил иностранные компании к участию в тендере, и «Криворожсталь» досталась украинским олигархам. Однако возможность повторного аукциона по этому предприятию не исключена.
В 2003 году US Steel и «Северсталь» боролись еще за один актив: американский сталелитейный концерн Rouge Industries Inc. Тогда победа осталась за «Северсталью», которая приобрела американскую компанию за $285 млн.
Теперь аналитики уверены, что интересы «Северстали» и US Steel снова пересекутся, на сей раз в Восточной Европе.
Аналитик ИК «Файненшл Бридж» Станислав Клещев говорит, что рынок Восточной Европы остается одним из самых дешевых в мире, этим и объясняется растущий интерес к нему. По словам господина Клещева, столкновение интересов «Северстали» и US Steel в Восточной Европе – неизбежно. Судить о том, на чьей стороне будет конкурентное преимущество, пока трудно, однако уже сейчас ясно, что «успехи деятельности «Cеверстали» и US Steel в бывшем социалистическом лагере, известном своей настороженностью по отношении к России, будут во многом зависеть от политических моментов».
Владимир Детенич из ИК «Олма» предполагает, что многие российские предприятия, и «Северсталь» – не исключение, заинтересованы в покупке небольших заводов в Восточной Европе, которые могли бы служить каналами сбыта и страховать от введения таможенных пошлин.
С этим соглашается и аналитик ИК «Атон» Тимоти Маккачен.
К активности российских компаний за границей аналитики относятся скептически.
Тимоти Маккачен из ИК «Атон» говорит, что «российским компаниям на данный момент гораздо выгоднее производить сталь в России и экспортировать еe. Это объясняется низкими ценами на энергоносители и на оплату труда».
Господин Детенич указывает, что российским компаниям сейчас не помешало бы заняться выпуском продукции с повышенной добавочной стоимостью.
Это мнение разделяет большинство аналитиков отрасли: российские предприятия производят в основном продукцию низких и средних переделов. Эта сталь используется по большей части в строительстве, но не годится для более высокотехнологичных отраслей. Для того чтобы устранить эту проблему, российским компаниям на данный момент необходимо вкладываться в первую очередь в модернизацию действующих производств, а не в скупку новых мощностей.