Среди всех прочих версий о причинах оккупации Тибета Китаем существует мнение, что истинной целью Компартии был небывалый духовный и мистический ресурс, тайное знание, накопленное ламами. Как любая конспирология в духе Умберто Эко, подобная версия куда увлекательней более приземленных объяснений – необходимости создать плацдарм на границах Индии, потребность в пространстве для растущего населения, лес и полезные ископаемые Тибета, которые являются солидной частью дохода для китайской экономики. Да и тайное знание китайцы искали довольно грубо – с момента начала оккупации в 1949 году они истребили больше миллиона тибетцев, погибших в войнах, при разгоне демонстраций и в тюрьмах. После поражения восстания 1959 года 80 тыс. тибетцев, в том числе и далай-лама, вынуждены были бежать в Индию. До 90 процентов монастырей было уничтожено.
Создание ядерного могильника в окрестностях озера Коконор также нельзя считать частью паломничества за знанием.
Но такова притягательность этой культуры, что самые экзотические версии рождаются словно сами собой. Бури в Тибете совпали по времени с революцией 60-х на Западе – и герметичная культура, так грубо выкрошенная китайцами из своей раковины, получила множество поклонников из числа детей цветов. Политика и паломничество на Восток сплелись в тугой узел, породив со временем университетские кафедры, мандалы на стенах сквотов неохиппи, а также Тибетские дома. По инициативе одного из них – свежеоткрывшегося российского Тибетского дома – и пройдет в Москве фестиваль «Тибет: традиции, искусство, философия».
Основной площадкой фестиваля станет галерея Церетели, даже открытие пройдет там — в зале «Яблоко». Если кто забыл, то «Яблоко» — это одно из самых анекдотических произведений мастера – железная сфера с эротическими барельефами внутри, памятник репродуктивной функции. Так что открытие фестиваля будет представлять собой зрелище довольно фантасмагорическое. Впрочем, Церетели, что называется, уважаемый человек, и к организации фестиваля причастны еще многие уважаемые люди – Кирсан Илюмжинов, Анатолий Васильев, поддерживают идею Гребенщиков и Макаревич.
С западной стороны будут присутствовать Роберт Турман и Ричард Гир. Турман, папа Умы Турман, создатель Тибетского дома в Нью-Йорке, бывший тибетский лама и серьезнейший исследователь тибетского языка и тибетской культуры, приедет с лекциями.
Исходной точкой визита Ричарда Гира стала его речь на вручении «Оскара» в 1993 году, когда он предложил собравшимся послать немного любви, истины и здравого смысла Дэн Сяопину в надежде, что китайский лидер «выведет войска из Тибета и позволит тибетцам снова стать свободным и независимым народом».
Дэн Сяопин немного любви, видимо, получил, потому что Гир тут же был приглашен в Китай, где посетил Тибет. Фотографии из этой поездки стали основой выставки «Паломник», которая будет экспонироваться в рамках фестиваля. Кстати, несмотря на отвратительное название, выставка очень неплоха – фотохудожник из Гира вышел консервативный, но талантливый.
Убежавшее от китайцев тайное знание можно искать на бесчисленных мероприятиях — по семь-восемь в день на протяжении почти трех недель. Среди них есть по-настоящему уникальные – например, выставка масляных скульптур. По уверениям организаторов, подобные экспозиции впервые проходят за пределами Тибета. Скульптуры делают из первого масла от самки яка, которое традиционно жертвуется монастырям. Монахи приносят масло в дар высшим силам, предварительно раскрасив и вылепив фигуры буддийских наставников и божеств.
Также пройдет выставка коллекции реликвий, принадлежащих великим учителям, покажут тибетские картины-тханки, тибетские астрологи и целители погадают и исцелят всех желающих.
Одновременно пройдут концерты, из которых самым интересным представляется концерт Джамьянга и Янчена, исполняющих песни тибетских кочевников – возможно, те самые, что пелись полторы тысячи лет назад, когда Тибет оккупировал половину Китая, а не наоборот.
Подробное расписание фестиваля доступно на сайте Тибетского дома.
Фестиваль «Тибет: традиции, искусство, философия», 14–31 октября, Галерея искусств Зураба Церетели, театр Анатолия Васильева «Школа драматического искусства», Московский международный дом музыки.