Обсуждая законодательные инициативы, сотрудница аппарата Совета федерации Валентина Павлова отметила, что пакет законопроектов разрабатывался с точки зрения привлечения банков к ипотечному кредитованию. Однако разработчики не учли, что в условиях сдерживания роста жилищного строительства ипотека работать не будет. Сегодня темпы жилищного строительства сдерживаются следующими причинами: недостатком предложения земельных участков, обеспечивающих инженерно-коммунальную инфраструктуру, сложными и непрозрачными административными процедурами получения земельных участков, а также сложностями при подключении земельных участков к системе инфраструктуры. Проект Градостроительного кодекса, внесенный в Госдуму в составе пакета законопроектов по созданию рынка доступного жилья, по замыслу его разработчиков — Минпромэнерго и Госстроя — должен сыграть роль двигателя в деле построения новой жилищной политики. Новая редакция кодекса, по словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, направлена на снижение административных барьеров в строительстве, повышение конкурентоспособности компаний на строительном рынке, снижение стоимости жилья.
С его слов, в новом кодексе предпринимается попытка создать «совершенно прозрачную систему предоставления участков и прав на эти участки застройщику на открытых публичных торгах четко зафиксированными обязательствами по подключению к инфраструктуре и ее развитию», что приведет к демонополизации строительного рынка.
Принципиально проект нового кодекса градостроительства отличается от старого тем, что раньше каждый градоначальник мог принимать такой кодекс, который был ему удобен: брал полномочий сколько хотел и регулировал что хотел. В новом кодексе разграничены полномочия федеральной, региональной и муниципальной власти в градостроительной деятельности, куда входит территориальное планирование, градостроительное регулирование, проектирование, строительство и реконструкция объектов недвижимости. Определен и юридический механизм контроля и ответственности при осуществлении градостроительной деятельности, детализированы виды контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный.
Особое внимание уделено участию общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования посредством основной процедуры — публичных слушаний.
Кроме того, проектом кодекса защищаются также права заинтересованных собственников земельных участков и иных объектов недвижимости, чьи интересы могут быть нарушены принятием того или иного правового акта территориального планирования.
Градостроительный кодекс в этом виде уже подвергся резкой критике со стороны московских властей. Мэр Юрий Лужков назвал новый кодекс «катастрофичным для страны»: оказывается, кодекс «полностью подчинен рынку, коммерциализации земельных и имущественных отношений, при этом в нем не прописаны четкие нормы по архитектуре и инженерному обеспечению».
«Мы возражаем против принятия этого документа, так как это станет настоящим бедствием не только для Москвы, но и для всей России», — заявил мэр Лужков.
Ранее эту же мысль высказал и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
Неоднозначно и мнение законодателей. По словам руководителя аппарата думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Александра Курского,
в новом варианте кодекса «есть перекос в сторону местного самоуправления».
«Государство уходит от вопроса градостроительства, исчезает задача организации единого пространства, а такое понятие, как планирование среды, рассыпается», --пояснил он «Газете.Ru».
Риэлтеров больше волновала практическая сторона принятия Градостроительного кодекса. Например, каким образом можно обязать муниципальные власти составить и опубликовать градостроительный план. На что была брошена реплика: такую болезнь можно решить кардинально – назначать губернаторов, а возможно, и мэров. Если назначенному Кремлем региональному руководителю придет из Москвы «указивка» принять к назначенному сроку план, он обязательно примет.
Видимо, только так, пусть и ценой ущемления демократии, считают риэлтеры, можно сдвинуть эту проблему с мертвой точки.
Генеральный директор Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования (МИАФ) Ирина Радченко привела пример, как проблему доступного жилья решили в Казахстане. Президент Казахстана в своем обращении к федеральному собранию указал, что цена на жилье не должна превышать $330 за 1 кв. м. Компании, которые ставили более высокую цену, просто убирались с рынка административным ресурсом.
Такие жесткие меры привели к положительным результатам: рынок жилья, как и рынок кредитования, в Казахстане развивается хорошими темпами.