Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сага о кальмаре

На экраны вышел телесериал «Московская сага», поставленный по одноименной трилогии Василия Аксенова.

Стоит в Серебряном Бору преизрядный бревенчатый дом, в котором с начала века проживает семья Градовых. Поколение за поколением проживают они в Серебряном Бору... Ничего невозможно с собой поделать, в голову так и лезет какой-нибудь «кальмар обезглавленный», подмеченный как-то писателем Василием Аксеновым на консервной банке и прославленный им в литературе.

Кальмар сбивает с толку при попытках начать разговор о сериале «Московская сага», поставленном на Первом канале по трехтомному эпохальному произведению писателя.

Какая между кальмаром и «Сагой» связь, я пока доподлинно сказать не могу, но сейчас вместе с вами проведу сеанс журналистского психоанализа и попытаюсь ее нащупать.

Итак, семья Градовых, соответственно, семья москвичей, и на протяжении всего солидного экранного времени они проживут со своей страной огромную часть истории – с 25-го года считай до сегодняшнего дня.

Василию Аксенову, сыну опальной писательницы Евгении Гинзбург, некогда дико модному московскому пижону, богу Центрального дома литераторов, к которому писатели — мелкие рыбки месяцами готовились, бывало, подойти поздороваться или познакомиться, а некоторые так и не решились, известно про страну многое, а иногда кажется, что и почти все.

Литературное наследие ныне здравствующий Аксенов уж и на сегодняшний день оставил такого размера, что, кажется, охватил, почитай, каждый кусок жизни воинствующего нонконформиста.

Бог шестидесятников, он оказал на поклонников-писателей и поклонников-читателей, наверное, воздействие такой силы, что оценить его может только какой-нибудь небольшой отдельно созданный литературный институт. Вольнодумство стиля и содержания закономерно привели его в свое время к созданию антисоветского альманаха «Метрополь» и, как следствие, триумфальному изгнанию из Советского Союза в Америку.

Но «Московская сага», написанная уже после перестроечных времен, замысливалась как «Война и мир», не меньше, и в конечном итоге, убей бог, непонятно, зачем была написана. Нагромождение исторических подробностей, хитросплетений сложносочиненной семьи созданы с убийственной силой именно что советской литературы. Язык, напрочь лишенный примет аксеновского стиля, торжественно соседствует с плоской моралью. Поднять все это дело пришлось режиссеру Дмитрию Борщевскому, который, судя по первой серии, блистательно справился со своей задачей: переплавил грузное тело романа в снятую на видео своевременную имитацию истории страны.

В этой первой серии вспоминается начало семейной истории. 1925 год, Градовы-старшие (Юрий Соломин, Инна Чурикова), удачливая нерасстрелянная интеллигенция, отмечают первый юбилей своего дома. Дети (Ольга Будина, Алексей Зуев) приводят на старосветскую духовную вечеринку сомнительных друзей — шариковообразных коммунаров. Будущие зерна конфликта просто-таки налицо. В Кремле в это время поспевают другие зерновые – ликвидация товарища Фрунзе под видом излечения его от язвы. Именно на врачебный консилиум и вызовут с милого домашнего вечера главу дома – известного доктора. Ряженные красноармейцами артисты будут топать по московским улицам, ряженные нэпманскими красавицами артистки — отплясывать фокстроты в родовом гнезде.

Сталин тоже появится – для хитрого взгляда на бедного Фрунзе (Игорь Скляр), который не выдержит гипнотической атаки и брякнется лбом в свой сомнительный доклад о реорганизации Красной Армии, после чего и будет увезен на трагическое излечение.

Сериал идет на зрителя вполне по-красноармейски – с шашкой наголо, не оставляя ему просвета для воображения. Или вполне по-шестидесятнически, где вопрос «вы за белых или за красных?» тоже ставился бескомпромиссно. Сериалы сегодня – важнейшее из искусств, и, кажется, стихийно было решено, что нельзя отдавать его на откуп исключительно сагам бандитским и даже милицейским. Аксеновская оратория пригодилась: мертвечинное произведение должно и напугать картинами массового коммунистического террора, и приподнять образами настоящих аристократов духа. Удивительно, что главная роль отдана Юрию Соломину, сыгравшему главного героя в другом сериале — саге о российских исторических метаниях,
в «Хождении по мукам». Мораль там была в итоге, как вы помните, выведена сомнительная, коммунистическая, но сегодня толстовское громадье в сухом остатке выглядит очень даже живым укором хорошо темперированным страстям в тщательно подобранных интерьерах Москвы 20-х.

Живая кровь может литься под каким угодно идеологическим соусом, ее всегда отличишь по запаху и прочей физиологии. Когда-то у буйного, витийствующего, никого не боящегося Аксенова ее тоже было в предостатке. Жаль, она сегодня телевидению не пригодилась. Кальмар обезглавлен и законсервирован.

Новости и материалы
На юго-западе Тверской области сбили БПЛА
Россиянам объяснили, почему нужно отключать Wi-Fi на смартфоне, выходя из дома
Россиянам рассказали, где недорого отдохнуть до конца бархатного сезона
Жительница Курской области рассказала, как спаслась от солдат ВСУ
Православные христиане начали отмечать один из 12 главных церковных праздников
Верховный суд не рассмотрел жалобу Земфиры по статусу иноагента
Аналитики выяснили, что садоводы покупают осенью
Интервью Путина заставило Запад отвергнуть просьбу Украины об ударах вглубь РФ
Верховный суд отказался рассматривать жалобу Покровского по поводу статуса иноагента
Россия в ООН обвинила США и их союзников в провоцировании волны терактов
Американский офицер предупредил о риске выхода украинского конфликта на ядерный уровень
Врач предупредил, что прикус может испортить осанку у ребенка
Взрывы слышны еще в двух городах Украины
Российская армия продолжает отбивать попытки ВСУ проникнуть в ЛНР
На Камчатке с бывшего чиновника взыскали незаконно заработанные десятки миллионов рублей
Илону Маску грозят американские санкции
Синоптик рассказал, когда россиянам ждать бабье лето
Психолог объяснила, когда мы становимся абьюзерами
Все новости