Фьючерсные контракты на поставку американской нефти марки Light к закрытию торгов подорожали на $0,64 до $53,31 за баррель. Это очередной максимум цены с тех пор, как в 1983 году Товарная биржа Нью-Йорка начала торги нефтяными фьючерсами.
В Лондоне нефть индикативного сорта Brent с таким же сроком поставки подорожала на $0,81 — до $49,65 за баррель.
Нефтяной рынок вновь обеспокоен возможными перебоями поставок сырья из Нигерии – седьмого по объемам экспорта члена ОПЕК. На сей раз дело не в воинственных племенах, а в профсоюзах — они угрожают общенациональной забастовкой, и нефтяные трейдеры поднимают цены, ожидая обострения ситуации. По стечению обстоятельств нигерийцы всей страной протестуют как раз против повышения цен на бензин.
А зарождение нового тропического урагана Matthew в Мексиканском заливе на фоне сокращения запасов нефти и нефтепродуктов в начале отопительного сезона в США усугубляет панику на рынке.
«ОПЕК предпринимает все меры для снижения цен на нефть, — заявил министр нефти ОАЭ Обейд бен-Сейф ан-Нассери, — при таких ценах на нефть никто не удержит ни барреля».
По словам министра, добыча ОАЭ вышла на максимум — 2,5 млн баррелей в сутки, но в 2006 году страна сможет выйти на уровень добычи в 3,5 млн баррелей.
Заявления министра ОАЭ поддержали саудовцы. По словам тамошнего министра нефти аль-Наими, страна готова немедленно увеличить объем добычи нефти на 1,5 млн баррелей в сутки, подключив для этого резервные мощности. По мнению аль-Наими,
рост цен на нефть свыше $53 за баррель «ничем не оправдан».
Стабильный рост сырьевых котировок наблюдается уже около года. И $53 за баррель – далеко не предел, об этом говорят все аналитики. Значит, представители ОПЕК предпочитают о чем-то молчать, и у существующей тенденции есть скрытые причины.
К фьючерсным контрактам на сырьевых рынках имеют доступ все без исключения. В том числе, конечно, крупные хеджевые и пенсионные фонды. Эти организации появляются везде, где можно извлечь значительные прибыли. Именно поэтому их вотчиной традиционно считался финансовый рынок, на котором обращаются огромные объемы капитала.
Но сегодня традиции изменяются – профессиональные спекулянты пришли на рынки сырья. Они не без оснований рассчитывают на то, что котировки будут стабильно расти. Тем более что, обладая значительными финансовыми ресурсами, можно успешно контролировать процесс ценообразования на любом рынке. И рынок нефти – не исключение.
«Крупные участники торгов могут управлять спросом, — поясняет аналитик «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин. — Чтобы обеспечить рост котировок, достаточно подстегнуть спрос на нефть сверх меры, сверх того, что реально нужно мировой экономике. А особенность хеджевых фондов заключается в том, что сегодня им, например, не нужно ни одного барреля нефти, а завтра – вдруг миллион баррелей. Они могут себе позволить подобные перепады. А предложение на рынке нефти очень инертно и медленно адаптируется к изменениям. Оно просто не успевает за скачками спроса.
Спекулятивный момент в этой игре – определяющий.
Ребята наваривают большие деньги».
Ориентировочный размер спекулятивной премии к текущей стоимости нефти без большого труда можно рассчитать, если взять за основу цену ОПЕК на индикативный сорт Brent — $26–28 за баррель.
Ослабление американского доллара к корзине валют сразу прибавляет к нефтяной цене $5.
Теоретически, цена на рынке нефти сегодня должна находиться на уровне $33 за баррель.
Но еще порядка $6–8 к баррелю Brent добавляет фактор политической нестабильности, в первую очередь война в Ираке.
Стихийные бедствия в США привели к дополнительному удорожанию нефти на $2–5 за баррель.
Даже со всеми этими прибавками цена на нефть не может превышать $46 за баррель.
Все, что выше, — это доходы профессиональных спекулянтов.
По данным на последнее закрытие торгов в Лондоне, Brent стоит $49,65 за баррель.
Действия хеджевых фондов – это мина замедленного действия для всех сырьевых рынков. Невозможно скупать и перепродавать нефть бесконечно долго. При первых признаках перепроизводства цены рухнут на уровень $30 за баррель или даже ниже.
Такой сценарий крайне нежелателен для стран ОПЕК. Текущий уровень цен тревожит все мировое сообщество. Канцлер Германии Герхард Шредер заявил, что правительства должны оказать давление на финансовые рынки для того, чтобы предотвратить действия спекулянтов по взвинчиванию стоимости нефти.
«За этим стоят спекуляции, — сказал канцлер Германии. — Избавиться от этого можно, лишь обеспечив прозрачность международных рынков».