В пятницу ЦИК России провел совещание с руководителями политических партий. Кроме будущего перевода парламентских выборов на пропорциональную систему обсуждались нововведения в системе комплектования региональных законодательных собраний. Внимание к ним неудивительно. После того как вступит в силу закон о назначении губернаторов, внесенный на этой неделе Владимиром Путиным, региональные парламенты будут играть особую роль – при новой системе они останутся единственной выборной властью в субъектах федерации. Что касается партий, то они официально участвуют в региональных выборах всего год, с момента вступления в силу новой редакции закона «Об общих принципах организации органов госвласти в субъектах федерации». В ней прописана норма, по которой половина мест в парламентах должна распределяться между партийными списками.
После того как выборы по новой системе прошли в 13 субъектах федерации, выяснилось, что в региональные парламенты попадают те же партии, что и в Думу: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. Возможно, скоро СПС и «Яблоку» станет легче бороться с ними.
За этот год у ЦИКа возникла претензия: в некоторых регионах для партий местными законами установлены слишком высокие проходные барьеры. «Обращает на себя внимание разнобой в отношении процентного барьера, преодоление которого позволяет представителям политических партий войти в региональные парламенты», — высказала недовольство член ЦИКа Елена Дубровина. Хотя на следующих выборах в Думу партиям нужно будет преодолеть уже семипроцентный рубеж, в регионах слишком высокими ЦИК посчитал барьеры от 6 до 10%. «По нашему мнению, пятипроцентный барьер является оптимальным для политических партий в субъектах федерации», — заключила Дубровина.
Еще одна мера, которую предложил Центризбирком, должна, наоборот, усложнить жизнь партиям. Предлагается или вообще запретить им образовывать избирательные блоки, или обязать составлять название блока из названий входящих в него партий.
Как объяснила Дубровина, это нужно для борьбы с самозванцами. «В ряде регионов были попытки создания избирательных блоков типа «За единую Россию», участники которого не имели никакого отношения к партии «Единая Россия»», — пожаловалась представительница ЦИКа. Региональные политтехнологи замахнулись даже на святое. Среди участников местных выборов был блок «В поддержку президента» и даже Блок Путина, которые тоже не имели на Владимира Путина никаких прав.
Позволять партиям формировать парламенты не наполовину, а полностью ЦИК не собирается.
«Мы принципиально против этого и считаем, что данная практика преждевременна», — сообщил журналистам Александр Вешняков. Впрочем, реформы региональных выборов будут продолжаться. Вероятно, появится нововведение – система открытых партийных списков, которую члены избиркома изучили во время командировки в Литву. Суть ее в том, чтобы, голосуя за ту или иную партию, избиратель ставил галочку напротив фамилии понравившегося кандидата из списка этой партии. По итогам таких выборов в парламент попадали бы не те, кого выберет партийное руководство, а те, кто занимает верхние позиции в партийном рейтинге. «Преимущество этой системы заключается в том, что человек голосует и за партию, и за ее конкретного представителя, то есть определяет свои политические предпочтения, — сказал Вешняков. — Система открытых списков демократична, даже слишком демократична, и мы считаем, что она должна быть сначала опробована в регионах».
Можно было бы только порадоваться развитию избирательной системы и региональной сети российских партий, но на фоне грядущей реформы энтузиазм ЦИКа выглядит странно. Какими бы совершенными ни были выборы, в день, когда вступит в силу закон о назначении губернаторов и президент получит право распускать региональные парламенты, они потеряют всякое политическое влияние и смысл своего существования вместе с ним.