В пятницу вступило в силу решение об ужесточении мер обеспечения безопасности во всех российских аэропортах, принятое совместно Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) и Минтранспортa России. С 1 октября 2004 года предполетный досмотр всех пассажиров должен осуществляться со снятием верхней одежды, пиджаков, кофт, ремней и обуви. Снятые предметы обязательно подвергнутся досмотру с использованием интраскопов. При необходимости будет проводиться личный досмотр пассажиров с привлечением сотрудников отделов внутренних дел, сказано в пресс-релизе Минтранса. Эти меры касаются проверки, проводящейся при регистрации пассажира на самолет.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе аэропорта Шереметьево-2, перечисленные меры безопасности уже введены на всех рейсах.
Пресс-секретарь Анна Захаренко рассказала, что очередей при регистрации нет. «Есть небольшое скопление людей на внутренних рейсах, но серьезных проблем не возникает», — сказала Захаренко. Тем не менее администрация аэропорта призывает всех пассажиров «по возможности заранее приезжать на регистрацию рейса во избежание недоразумений и создания очередей». «В процессе досмотра службами безопасности аэропорта всегда соблюдались и будут соблюдаться гражданские права людей», — специально отметил заместитель генерального директора международного аэропорта Шереметьево Руслан Фадеев.
В аэропорту Домодедово на регистрации тоже больших очередей нет. Как и раньше, перед интраскопом ждут четыре-пять человек, передает корреспондент «Газеты.Ru» из здания аэропорта.
Как пояснил руководитель пресс-службы Домодедова Игорь Тихомиров, к проверке пассажиров дополнительно привлечены сотрудники службы безопасности: «Если раньше в час пик было задействовано около 70% персонала, то сейчас во избежание очередей работают все».
В пресс-службе авиакомпании «Аэрофлот» «Газете.Ru» сообщили, что на рейсах их компании пассажиров и до распоряжения Ространснадзора проверяли очень тщательно. Однако обязательные дополнительные меры безопасности авиакомпания поддерживает, сказали в пресс-службе. «Мы надеемся на понимание пассажирами того, что дополнительная проверка — это вынужденная мера, введенная для гарантии безопасности полета. А если кто-то против, он может не летать самолетом – это право каждого человека», — сказал представитель авиакомпании.
Турфирмы также не боятся пострадать от введения новых мер.
«Пассажиры часто бывают недовольны нововведениями в системе перелетов, но если объяснить им, зачем это делается, они все понимают и соглашаются. И потом, если человеку надо лететь, он все равно полетит, — рассказал «Газете.Ru» сотрудник туристической компании «Альтаир-Трэвел». — Мы не боимся, что потеряем часть клиентов. Скорее наоборот, ведь меньше их обычно становится после терактов, против которых и направлены все меры безопасности».
Еще одна мера, введенная Минтранспорта, — аннулирование у всех автотранспортных средств и физических лиц, не участвующих в процессах обеспечения полетов, ранее выданных пропусков для въезда и прохода на контролируемую территорию аэропортов. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранспорта России, эта мера касается в основном частных фирм, которым раньше позволялся проход по пропускам на служебную территорию аэропорта и летное поле. Теперь в этих зонах смогут находиться только сотрудники служб безопасности и персонал по обслуживанию полетов, сообщил представитель пресс-службы.
Кроме того, аналогичные меры вскоре должны быть приняты и на других видах транспорта. Проект федерального закона о транспортной безопасности должен попасть в Государственную думу в ноябре этого года. Закон должен устанавливать общие для всех видов транспорта принципы формирования и функционирования системы транспортной безопасности, а также правила и процедуры обеспечения защиты транспорта от известных и прогнозируемых угроз. Также в законе должны быть однозначно изложены полномочия и ответственность всех участников системы обеспечения транспортной безопасности и методы координации их деятельности, сообщил представитель Ространснадзора. Правда, прохождение документа обещает множество скандалов: лишней ответственности на себя не хочется брать никому.