Вступившее в силу с сегодняшнего дня распоряжение мэра Москвы о запрете на торговлю в метро и на расстоянии 25 метров вокруг выходов из подземки привело к расколу среди издателей и распространителей.
Пытаясь придумать, как выжить в нынешних условиях, организации, объединяющие издателей и распространителей прессы, нашли остроумный выход: действия московских властей и руководства метро объявить ущемлением свободы слова и пожаловаться президенту.
Распространителей газет и журналов оставили торговать под землей. Но только «через специализированные киоски и автоматы». При этом в пункте шестом того же постановления о запрете на торговлю сообщается, что Департамент земельных ресурсов города Москвы должен расторгнуть со всеми «договоры аренды земельных участков на размещение объектов торговли и услуг в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена».
Противоречивость документа и отсутствие внятного представления о том, что делать в создавшейся ситуации, привели к тому, что в Союзе издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП) решили апеллировать к президенту. Свое выступление на сегодняшней пресс-конференции президент союза Ольга Никулина начала с того, что наложенный московской мэрией запрет на торговлю прессой в метрополитене противоречит тезисам, содержащимся в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.
По словам Никулиной, несмотря на то, что Владимир Путин провозгласил «невозможность ограничения рынка прессы в соответствии с Конституцией», столичные власти «именно это и делают».
При этом президент СИРПП сослалась на свои прошлые выступления, согласно которым «рынок распространения уже давно под контролем… чиновников», а «независимого рынка распространения практически не существует». В этой связи довольно странно выглядит единственная мера, предлагаемая союзом, – написать письмо президенту Путину, указав на творящееся беззаконие.
Тут же, правда, Ольга Никулина заговорила и о неполитических аспектах происходящего, которые, похоже, волновали ее и всех собравшихся гораздо больше, чем ограничение прав граждан на чтение газет в метро.
«11 издателей (из десятков работающих на рынке. — «Газета.Ru») заинтересованы в переделе рынка, — заявила Ольга Никулина. – Конкуренции не будет, рынок сократится на 40%, а цены вырастут». При этом, по мнению Ольги Никулиной, перекраивать рынок будут даже не те, у кого больше денег, а те, у кого есть административный ресурс.
Президент СИРПП имела в виду инициативу Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), создавшей НП «Издательская инициатива», в которое вошли 11 крупных издательских домов (среди них «Коммерсантъ», «Проф-Медиа», HFS, «Пронто-Москва», «Индепендент-Медиа», «За рулем», «Здоровье»).
НП решило не идти на конфронтацию со столичными градоначальниками, а вместо этого намерено предложить правительству Москвы собственную инвестиционную программу по созданию в метро сети павильонов и торговых автоматов взамен сносимых лотков. Представители партнерства также утверждают, что намерены бороться за равные условия для всех издателей, продвигающих продукцию на московском рынке. Сейчас в «Издательской инициативе» 11 членов, но должны на тех же условиях (вступительный взнос для участников составляет $100 тыс., которые должны пойти на разработку программы торговли в метро) принять еще четверых. То есть издатели серьезность своих намерений подчеркивают именно тем, что сами и финансируют реализацию программы.
Пока СИРПП пишет письмо и ждет на него ответа от Владимира Путина, НП «Издательская инициатива», занявшее не столь непримиримую позицию, совместно с Комитетом по телекоммуникациям и СМИ города Москвы разрабатывает программу по установке стационарных киосков для торговли прессой. Но после того как киоски установят, их предадут в аренду распространителям, деятельность которых можно будет контролировать.
В СИРПП действиями партнерства недовольны.
По словам гендиректора «Мира новостей» Андрея Авдонина, в этой истории найдется работа и антимонопольному ведомству. По его сведениям, победителем тендера на установку всех автоматов по продаже газет в метро станет единственная фирма, что является нарушением закона.
Этим победителем, по мнению Авдонина, планируется сделать «группу из десяти зарубежных развлекательных изданий».
Кроме того, по сведениям Андрея Авдонина, ассортимент изданий, представленных в метрополитене, будет утверждаться чиновниками. И он не удивится, если выбор будет сделан в пользу развлекательных и «социально значимых изданий, а среди них, например, обнаружится журнал «Крокодил».
Все происходящее, по мнению Авдонина, будет способствовать насаждению развлекательных изданий. Они получат дополнительную рекламу, «а ежедневным газетам будет хуже». «Что же это такое, если не коррупция?» — заявил он.