Считается, что художник в первую очередь озабочен проблемами производства: за счет чего бы создать образ позначительнее, как бы внедрить новую технологию, какую бы струну затронуть в своем творчестве и т.п. Отдельных авторов это и впрямь интересует, но давно уже вслед за крахом распределительной системы важнейшей остается проблема сбыта. Почти все, что происходит на российской арт-сцене, процентов на девяносто подчинено задаче формирования рынка. О его отсутствии трубили в конце 80-х, под этим эпиграфом прошли 90-е, с печальной констатации началось и новое тысячелетие – не работает механизм.
Продажи есть, а рынка нет. Давайте строить вместе.
Строят как умеют. Берутся с разных сторон, без общего плана, в надежде на стихийную организующую силу капиталистических отношений. Вроде бы и правильно: централизацию сбыта мы уже проходили. Одна беда – уходят на периферию вопросы качества. Не до них. Проще вынести лестную самооценку в заглавие и перестать думать о профессиональной стороне дела. Примерно так и поступает салон искусств, придумавший себе наименование «Лучшие художественные галереи». Премьера его прошла в мае, когда над галерейным сообществом еще витал призрак погоревшего «Манежа». Тревожный лейтмотив «где теперь обитать-то будем?» позволил тогда устроителям новой точки собрать 15 участников. Теперь их 18 – можно принять за положительную динамику. Других достоинств пока не видно.
Впрочем, одно все-таки налицо. Здесь легко прочитывается стратегия: салон намерен торговать именно салонным искусством. «Лучшие галереи» давно зарекомендовали себя на этом поприще.
Залихватские цветочки и сладкие обнаженки Лаврентия Бруни, преподносимые галереей «Зеро», или небрежно-манерные композиции Кирилла Данелии от «Пан-Дан» – как дорожные указатели: вам сюда.
И если бы речь шла об одной лишь торговле, оставалось бы только пожелать удачи. Но не дает организаторам покоя проклятая культурология, хочется придать ассортименту глубокомыслия. И вот уже галеристам поставлена задача: даешь проекты. Чтобы не просто картинки по стенам, а какая-никакая драматургия и заголовок покрепче – «Разбуженное эхо», «Бывшее пустое пространство» или «Кабинет многомудрого мужа». Из-за чего салон сразу начинает играть оттенками дешевой антрепризы. Исключения крайне редки.
Безусловно, встречаются и пристойные авторы, и симпатичные опусы. Такая смесь хорошего с никудышным – все из-за той же проблемы сбыта. Спросишь знакомого художника, зачем ему протыриваться в эту компанию, а он тебе вопросом на вопрос: «Как еще продавать?» Возразить особенно нечего. Тут все-таки буржуазный интерьер, потенциальные покупатели, вот и Слава Зайцев с Эдичкой Лимоновым бродят по вернисажу – практически бомонд. А то, что репертуар хромает на обе ноги, так с кем не бывает. Жить-то надо. Вздохнет художник тяжело и пойдет кокетничать с очередным галеристом. Так мы строим арт-рынок. У кого-нибудь есть другие рецепты?
2-й салон искусств «Лучшие художественные галереи» (информационно-выставочный центр «Инфопространство», 1-й Зачатьевский пер., 4). До 10 октября.