Название поисковика говорит само за себя: результаты поиска автоматически сортируются в определенные группы (кластеры), чтобы пользователю проще было найти нужную информацию.
Например, если ввести фамилию Putin (Путин), Clusty выдаст не только стандартный список проиндексированных страниц, на которых встречается это слово, но и распределит их по темам, таким как «Буш», «Президент Путин», «Демократия», «Террор», «Советский Союз» и «ЮКОС».
Большие кластеры разветвляются на более мелкие группы, а перед их названиями в скобках указывается, сколько в них входит таких подгрупп: «Демократия» (15), «Реформы» (4), «Диктатор» (2), «Предупреждение Путину» (2).
Кластеры можно делить до тех пор, пока не будет найден нужный материал. А сортировать можно не только по темам, но еще и по информационным агентствам или интернет-адресам (.com, org, .ru).
Другие поисковые системы, особенно Teoma.com, принадлежащая компании Ask Jeeves Inc., предлагают схожую группировку по темам, но эксперты признали разработку Vivisimo более совершенной и удобной для пользователя.
«В интернете сейчас слишком много информации, — говорит Рауль Валдес-Перес, исполнительный директор Vivisimo. — Мы решили, что намного удобней будет искать результаты по темам».
Действительно, традиционные технологии поиска часто только запутывают ищущего: ему предлагается один огромный список, порой из десятков тысяч ссылок, ведущих на сотни сайтов.
До последнего времени компания Vivisimo предлагала услугу поиска на своем сайте только корпоративным клиентам, в месяц она обслуживала около 6 млн пользователей. Эта цифра кажется смешной для крупнейших поисковиков: столько запросов Google ежедневно обрабатывает быстрее, чем за час.
Несмотря на такие скромные объемы, уже два года назад Vivisimo начала приносить прибыль, утверждает Валдес-Перес. Основной источник дохода – продажа владельцам веб-сайтов лицензий на технологию поиска. А в этом году Vivisimo получила грант в $1 млн от американского Фонда науки (National Science Foundation).
Валдес-Перес и его партнеры Джероме Пезенти и Кристофер Палмер решили, что необычное название сайта (www.vivisimo.com) отпугивает многих пользователей, а развитие технологии кластеров из-за этого очень сильно задерживается. Владельцы Vivisimo решили сломить эту печальную тенденцию и придумали новое название для своего сайта. Clusty.com, по их мнению, обещает более серьезные доходы.
«Может быть, это не самая лучшая идея — называть поисковик Clusty, — отмечает Крис Шерман, эксперт по информационным технологиям, редактор журнала Search Day. – Возможно, многие люди будут его путать с клоуном Красти из популярного мультфильма «Симпсоны».
C появлением Clusty.com «индустрия поисковых систем становится намного богаче и интересней, — признает господин Шерман. — Вопрос в том, удастся ли Clusty докричаться до пользователей, чтобы они хоть раз воспользовались этим поисковиком».
Сейчас доля Clusty.com на рынке поиска в интернете минимальная, это компания насчитывает около 10 млн проиндексированных страниц, в то время как у Google, который контролирует 36% рынка, их более 4,3 млрд. «Поиск не всегда подразумевает огромные объемы информации, — резонно отмечает Эллен Вейнер, аналитик исследовательской компании Gartner. – Людям намного важнее найти то, что они ищут, чем получить тысячи результатов».
Господин Валдес-Перес с ней совершенно согласен: «Google преуспел в том, чтобы заполонить собой практически всю сеть. Мы же, вместо того чтобы делать то же самое, изо всех сил пытаемся решить проблему информационной перегруженности».
В Google отказались комментировать появление нового конкурента.