Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Давайте поймем, откат – это плохо или хорошо»

Совет Думы принял решение назначить первое чтение президентского законопроекта о фактической отмене выборов губернаторов на 29 октября. В течение месяца к нему будут выработаны поправки. О том, что они обязательно будут, но ни в коем случае не затронут сути законопроекта, «Газете.Ru» рассказал председатель комитета по государственному строительству и конституционному законодательству Владимир Плигин.

Владимир Николаевич, Cовет Думы принял решение назначить первое чтение президентского законопроекта о фактической отмене выборов губернаторов на 29 октября. На ваш взгляд, предстоящие изменения не противоречат принципу федеративности России, закрепленном в Конституции?

— Дело в том, что конкретное наполнение слова «федеративное государство» может претерпевать определенные изменения. Скажем, понятие «унитарное государство» отличается жесткой вертикалью, управляемостью, полной централизацией, исключением принятия решений практически во всех областях на местах, единой системой налогов. Но единого понятия, к сожалению, в праве нет. Поэтому я думаю, что статьи 71, 72, которые затрагиваются данным законодательным актом, который предложен президентом, не нарушаются. У нас существует сложная система законодательства – федеральные законы, законы субъектов федерации, поэтому признаки федеративного устройства существуют и действуют сегодня.

Сегодня очень много критики в адрес этого закона. Говорят, что он является откатом от федеративного устройства государства. Давайте поймем, плохо это или хорошо.

Мы не отказываемся от принципа федеративного государства, так как мы поддерживаем идею стабильной Конституции. Но в каждой исторической реальности мы должны работать над наполнением этого принципа. Вот мне не нравятся некоторые слова в Конституции. Допустим, там есть слово «республика», за которым в скобках поясняется: «государство». Но ведь это слово подразумевает «суверенитет», а в то же время у нас действует общий принцип суверенитета Российской Федерации.

Я бы был неправ, если б сказал, что это блестящий нормативный документ, с принятием которого государственная система заработает без сбоев. Но мы увидим результаты его работы через некоторое время. В условиях инерции госсистемы по ряду регионов изменения станут заметны лишь через три-четыре года. Возможно, тогда потребуются изменения к этому закону.

И все-таки многим в стране совершенно непонятно, как система назначения губернаторов может помочь борьбе с терроризмом. Неужели нынешний механизм избрания губернаторов каким-то образом угрожает государственной целостности страны?

— Когда мы говорим об однонациональных субъектах федерации, думаю, в отношении них можно отойти от слова «угроза». Там другие проблемы – например, открытое лоббирование экономических интересов разными силами. Но многонациональные субъекты такую угрозу распада испытывают.

Скажем, механизм избрания сегодня может необъективно отражать интересы всех живущих народов в какой-то из республик.

Вот, к примеру, сегодня я получил телеграмму от главы правительства Республики Ингушетия Султыгова. Он поддерживает реформу, говоря, что реформы способствуют укреплению власти, усилению мер безопасности в республики.

Говоря о национальных республиках, насколько мы можем предсказать, что кандидатура президентского протеже устроит все проживающие в ней национальности? Ведь здесь появляется в какой-то степени фактор навязывания, в то время как выборы – это честная и открытая процедура.

— В ряде случаев внешняя кандидатура устроила бы всех больше, нежели кандидатура, вырабатываемая вследствие внутренних консультаций, тем более что в большинстве случаев эти споры приобретают жаркий характер.

Вы уже можете предположить, что смогут поправить депутаты в президентском законопроекте?

— У многих еще не было времени с ним подробно ознакомиться, поскольку это серьезный нормативный акт и его надо состыковать с действующим законодательством. Мне кажется, что есть аспекты взаимоотношений губернатор – законодательное собрание, которые надо будет править. Кроме того, изменения будут в технологии и полномочиях субъектов по роспуску законодательных собраний.

В тексте поступивших поправок значительно упрощается механизм отстранения от власти действующего губернатора. Если ранее его могли снять по вынесению ему мотивированного представления Генпрокуратуры в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то сейчас в тексте имеются слова «по предъявлению ему обвинения в совершении преступления». Но эту норму при желании можно применить ко всем губернаторам…

— Если речь идет о представлении Генпрокуратуры, то смешно предположить, что оно (предъявленное обвинение. – «Газета.Ru») может быть немотивированным. И равно если там много страниц, это еще не значит, что оно мотивированное. Конечно, есть проблема. Я бы предложил оставить не просто «совершение преступления», а записать эту фразу как «совершение умышленного преступления». Возможно, авторы законопроекта исходят из мотивации, что если лицу предъявлено обвинение в совершении преступления, он не должен воздействовать на ситуацию. Однако, я думаю, эта норма будет обсуждаться. Вполне возможно сузить понятие до «умышленного преступления».

Поправки президента значительно упрощают роспуск заксобраний. Если раньше он мог быть осуществим президентом путем внесения законопроекта в Госдуму, спустя несколько месяцев, после отказа заксобраний привести в соответствие законы региона с федеральными или по другим причинам. Теперь по предлагаемым поправкам роспуск заксобраний региона может пройти просто президентским указом. Вы согласны, что это делает президента абсолютным хозяином ситуации в отношении также выбранных народом органов власти в республиках?

— Жесткая мера, согласен. Но она необходима.

Технология роспуска будет совершенствоваться.

Допустим, распускается заксобрание, но мы прекрасно понимаем, что люди, находящиеся там, агрессивные. И структура, которая будет формироваться, будет содержать тех же людей. Перед роспуском, я думаю, это будут все понимать.

В законе нет точного срока, сколько назначенный губернатор сможет находиться у власти. Между тем сегодняшние законы, как федеративные, так и региональные, разрешают губернаторам руководить регионами «два срока, не более чем пять лет каждый». Ваш комитет не будет прописывать в президентских поправках какие-то ограничения на максимальный срок пребывания у власти в регионе одного и того же человека?

— Не могу сказать пока, поправки не обсуждались еще на комитете. Однако хотел бы напомнить, что в Конституции указано ограничение только для президента Российской Федерации.

Новости и материалы
Евросоюз обсудит введение санкций против Китая из-за помощи России
После обрушения кровли на шахте в Кузбассе возбуждено уголовное дело
Врач назвала самую полезную рыбу
Суд установил мотивы Зыгаря в публикациях о фейках про Бучу
В Москве председателя Солнцевского суда лишили полномочий раньше срока
Байден рассказал об угрозах жены отправить его в космос
Врач развеяла мифы о влиянии стресса на развитие бесплодия
Силы ПВО нейтрализовали 12 украинских БПЛА над Брянской областью
Шольц заявил о нюансах в позиции Трампа по Украине
В Подмосковье потушили пожар в доме благотворительного фонда
Загоревшийся приют в Подмосковье не проверяли на пожарную безопасность
Юрист рассказал о новой схеме взлома аккаунтов на «Госуслугах»
Глава МИД Японии неожиданно прибыл на Украину
В Воронежской области звучит сигнал тревоги
Российские войска нарушили цепь военных поставок в Одесской области
За два часа Курскую область атаковали 10 БПЛА противника
Бывшие бойцы ВСУ проявили себя в отряде имени Кривоноса
Хасбик дал интервью Карлсону
Все новости