В среду стали известны новые официальные данные о числе погибших и пропавших без вести во время трагедии в школе Беслана. Данные снова оказались очень путаными. Так управление информации МЧС России сообщило о гибели 331 человека, хотя Управление Генпрокуратуры России по Северному Кавказу утверждает сейчас, что погибли 330 заложников.
По странному сценарию развивается и поиск без вести пропавших. Изначально в прокуратуре было составлено 79 заявлений от родственников, разыскивающих своих близких, хотя одновременно неофициально сообщалось о более 200 пропавших заложников.
Несмотря на существенную разницу между официальными и неофициальными списками, с самого начала количество заявлений в прокуратуру республики о пропаже людей совпадало с числом неопознанных трупов, находящихся в 124-й лаборатории Минобороны в Ростове-на-Дону.
Там сейчас проходит генетическая экспертиза найденных в школе трупов и 88 фрагментов тел. И если еще в понедельник утром сообщалось, что не опознаны 76 человек, то за два дня следователям удалось опознать 25 тел, причем все эти люди значились в официальном списке пропавших. Таким образом, список пропавших без вести сократился в среду днем до 51 фамилии. Так же, как и список неопознанных. Однако уже в 17.00 в среду и.о. начальника управления Генпрокуратуры России на Северном Кавказе Николай Хазиков сообщил, что экспертам удалось идентифицировать еще 12 тел. Таким образом, неустановленными остались личности 39 погибших. Общее количество опознанных в Ростове тел благодаря генетическому анализу достигло уже 37 человек.
Как удалось узнать «Газете.Ru», «всплеск» опознаваемости мнимый. В действительности работа идет постоянно, просто не каждый день сообщается об очередном удачном опознании, говорят в Учительском комитете Беслана.
Тем временем, по данным на 29 сентября в больницах Москвы, Беслана, Владикавказа и Орла остаются еще 240 раненых, из них 157 — дети. В частности, в лечебных учреждениях Москвы остается 171 пострадавший из Беслана — 57 взрослых и 114 детей. По данным Минздрава, за 28 и 29 сентября из больниц Москвы выписаны пятеро детей и один взрослый. Кроме того, еще четыре ребенка переведены на лечение в Германию.
В Беслане продолжают думать над тем, как лучше выделять финансовую помощь семьям пострадавших и погибших во время захвата школы №1. Туда уже доставлено около 300 тонн гуманитарной помощи.
С денежными выплатами возникли серьезные проблемы как раз из-за того, что пока невозможно составить окончательные списки всех пострадавших и погибших.
В среду в министерстве труда и соцразвития, которое вплотную занимается сейчас вопросом распределения всей материальной помощи, решили перечислять деньги каждому бывшему заложнику или его семье на лицевые счета. Эти счета будут открыты в Сбербанке Северной Осетии.
При открытии счетов и перечислении денег члены комиссии Минтруда будут пользоваться тем списком пострадавших, который составляют в республиканской прокуратуре. Пока что в этом списке только 603 фамилии. Однако это число пострадавших в два раза меньше, чем указанное в МВД республики и в списках Учительского комитета Беслана. Так, по данным МВД, в школе в заложниках были 1189 человек. А в Учительском комитете Беслана «Газете.Ru» сообщили, что сейчас, по их данным, пострадавшими числится 1221 человек. «Все эти люди находились в здании школы во время захвата, их всех мы считаем пострадавшими», — заявили представители комитета. Они также отметили, что, скорее всего, списки в прокуратуре будут существенно дополнены. «Вполне понятно, почему следователи пока смогли опросить только 600 человек. Ведь еще 200 человек лежат в больницах – следователи прокуратуры пока не могут опросить их и вручить им постановления о признании потерпевшими, — говорят в Учительском комитете, — еще столько же детей и их родителей сейчас на отдыхе в Сочи».
Пока же официальную финансовую помощь получили только 603 человека. Это как раз те самые люди, которые фигурируют в списках прокуратуры. Они получили федеральные компенсации, назначенные властями. «Общая сумма помощи составила 46 млн 543 тыс. 200 рублей», — сообщила член республиканкой Комиссии по распределению гуманитарной и финансовой помощи Евгения Столбина. Из них 217 семей погибших получили по 100 тыс. рублей (общая сумма 21,7 млн рублей). Еще 366 человек, получившие ранения тяжелой и средней тяжести, получили от властей по 50 тыс. рублей (всего 18,3 млн рублей). А также 30 человек из тех, кто получил легкие ранения и пострадал от теракта, будучи в заложниках, получили по 25 тыс. рублей (общая сумма составила 750 тыс. рублей). Остальные деньги получили бесланские семьи на похороны погибших при теракте.
Другие денежные средства перечисляются пока что только в частном порядке. Так, Учительский комитет Беслана с помощью почтовых переводов перечислил по 1–3 тыс. рублей почти 200 семьям пострадавших и погибших во время трагедии. Как сообщили «Газете.Ru» в Учительском комитете, это деньги частных лиц, перечисляемые на специально открытый для этих целей счет на имя супруга завуча школы Елены Косумовой.
Информация о том, каким семьям перечислены эти деньги, ежедневно публикуется на сайте Учительского комитета Беслана www.beslan.ru
Кроме того, Международный фонд помощи жертвам Беслана, организованный в США и принимающий средства на счет «Русского банка развития», с 23 сентября передал $20 тыс. семьям 38 бывших заложников. Каждая семья получила от представителя этой организации в Беслане от $500 до $1,5 тыс.
Однако пока только эти средства из собранных частными фондами получают на руки люди, пострадавшие во время трагедии. Еще почти 643 млн рублей, $505 тыс. и 51 тыс. евро лежат сейчас в Банке развития региона Владикавказа, где счет был открыт Фондом помощи по теракту в Беслане. И, как сообщили сегодня «Газете.Ru» в дирекции банка, деньги, поступившие на счета, будут перечислены в Министерство труда и соцразвития республики, где комиссия уже решит, каким образом раздавать пострадавшим перечисленные средства.
Видимо, до пострадавших и семей погибших эти деньги дойдут еще очень нескоро.
Как сообщается на сайте Учительского комитета Беслана, для того чтобы их распределить, комиссии Минтруда необходимо оценить как оперативные расходы, так и долговременные затраты. В результате обстрела боевиков некоторые жители лишились квартир – им придется покупать новые квартиры. Многим раненым понадобится частая смена протезов, череда различных операций, деньги на лечение в зарубежных клиниках. Людям, ставшим инвалидами, помощь теперь нужна на протяжении всей жизни. По-видимому, придется решать вопрос и с поступлением в вузы учащихся 11 классов школы № 1, которые не смогут нормально проучиться в этом учебном году. Деньги потребуются и для простых материальных выплат. Контроль за расходованием денег будет осуществлять депутатская группа парламента республики, Общественный совет Беслана, куда вошли бывшие заложники, а также другие общественные и правоохранительные структуры.