ОАО «Сургутнефтегаз», возможно, будет претендовать на покупку главной добывающей дочки НК ЮКОС — ОАО «Юганскнефтегаз», заявил журналистам заместитель гендиректора компании Сергей Федоров.
В то же время он не стал однозначно подтверждать или опровергать наличие у «Сургутнефтегаза» планов по приобретению активов ЮКОСа.
«Вот когда объявят (аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» — «Газета.Ru»), тогда и будем смотреть, по какой цене и на каких условиях», — заявил Сергей Федоров.
Также компания рассматривает и другие варианты вложения свободных средств. «Мы внимательно изучаем реформу электроэнергетики и рассматриваем возможность приобретения активов в этой сфере», — сообщил Федоров журналистам.
Кроме того, по его словам, «Сургутнефтегаз» ведет переговоры о приобретении нефтеперерабатывающих активов. Какое именно перерабатывающее предприятие привлекло внимание компании — Федоров не уточнил, заметив только, что предложения о покупке поступают из России, Белоруссии и других стран.
По словам гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, в течение многих лет политика компании была направлена на формирование «финансовой подушки». Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики считают, что для «Сургутнефтегаза» уже давно назрела необходимость хоть как-то потратить накопленные средства. Буквально накануне заявления Федорова один из экспертов в беседе с «Газетой.Ru» удивлялся, что компания не использует свои финансовые резервы.
«Это давно ожидавшийся шаг, — сообщил «Газете.Ru» аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов. – Накопленные компанией ресурсы вплотную приблизились к $6 млрд. Оставлять эти деньги лежать мертвым грузом на счетах компании экономически не оправдано».
Аналитик считает, что первоочередной задачей «Сургутнефтегаза» должна стать покупка перерабатывающих активов. «Сейчас компания владеет единственным заводом — ООО «Киришинефтеоргсинтез», — объясняет Евгений Суворов. — Из-за нехватки перерабатывающих мощностей у «Сургутнефтегаза» образуются излишки нефти, которую он вынужден перерабатывать на заводах других компаний».
Суворов полагает, что «Сургутнефтегаз» рассматривает возможность приобретения Мозырского НПЗ в Белоруссии. Сейчас завод входит в состав «Славнефти», но купившие «Славнефть» ТНК-ВР и «Сибнефть» уже заявляли о намерении продать НПЗ. В пользу этой версии говорит также то, что у «Сургутнефтегаза» существует договор с Мозырским НПЗ на поставку сырья.
Заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов также считает белорусское направление расширения нефтеперерабатывающего бизнеса «Сургутнефтегаза» наиболее вероятным. «В России все заводы уже поделены между другими нефтяными компаниями, — пояснил Ежов. — Правда, если бы у меня была возможность выбирать, я бы на месте Богданова, скорее, приобрел Новополоцкий НПЗ — он более современный».
Также вполне логичными Сергей Ежов называет планы «Сургутнефтегаза» по увеличению запасов, в частности, за счет покупки «Юганскнефтегаза».
«Компания сейчас замкнута на своем регионе и не имеет возможности нормально развиваться, — считает аналитик.
«Сургутнефтегаз» ранее предпринимал несколько попыток расширить свою ресурсную базу, например, пытался купить месторождения Вала Гамбурцева, но неудачно.
В то же время Сергей Ежов уверен, что решение «Сургутнефтегаза» об участии в аукционе по «Юганску» не будет сильно зависеть от экономических соображений. «Если партия, в смысле Кремль, скажет — будет участвовать», — заявил эксперт «Газете.Ru».
«Участие «Сургутнефтегаза» в покупке «Юганскнефтегаза» ожидается рынком уже давно, — подтверждает слова Ежова управляющий инвестиционным портфелем ИК «Нефтегазовые активы» Сергей Панюшкин. — Кроме него на приобретение активов ЮКОСа может претендовать разве что государственная нефтегазовая компания, образующаяся в результате слияния «Газпрома» и «Роснефти».
Аналитик считает, что в любом случае дочернее предприятие ЮКОСа будет разделено между этими претендентами. Разница лишь в том, как это будет сделано.
Либо «Юганскнефтегаз» открыто разделят на доли, которые достанутся «Сургуту» и «Газпрому», либо «Сургутнефтегаз» выступит в роли номинального единоличного покупателя, представляя на самом деле не только свои интересы, но и интересы госкомпании. «Во избежание лишних вопросов», — пояснил Сергей Панюшкин.
Что касается возможности вложения средств «Сургутнефтегаза» в электроэнергетику, то это, по мнению Сергея Панюшкина, делается в ожидании реформы РАО ЕЭС. «Сейчас многие компании кинулись скупать региональные АО-энерго, — рассказал аналитик «Газете.Ru». — После проведения реформы РАО они надеются стать акционерами крупных ОГК, что сразу повысит стоимость их вложений».