Во вторник на расширенном заседании коллегии Минтранса премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что России нужна своя транспортная стратегия. Необходимость такого документа премьер-министр обосновал: экономика России рано или поздно столкнется с проблемами в транспортной инфраструктуре.
Именно поэтому, считает Фрадков, стратегия должна включать в себя ориентиры для развития отрасли, которые согласованы с «долгосрочными перспективами страны». Предполагается, что в документе будут прописаны четкие указания для товаропроизводителей: чего и сколько производить.
Премьер-министр не пояснил, на что конкретно сориентируют промышленников. Из его слов понятно лишь, что правительство возлагает на транспортную инфраструктуру большие надежды: за счет ее развития оно собирается подтолкнуть рост других отраслей экономики и «обеспечить единство страны».
При этом развитие транспортной системы России должно способствовать еще и углублению интеграции в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также присоединению РФ к ВТО и сближению с Евросоюзом. «Во всех этих процессах присутствует значительная транспортная компонента. Поэтому российская транспортная система должна отвечать международным требованиям», — заявил Фрадков.
Исполнителем пожеланий главы кабинета назначен Минтранс. «Министерство должно быть нацелено на выработку стратегических решений, — заявил премьер-министр. — Повышается свобода министерств, агентств и служб, но в то же время и увеличивается их ответственность».
Но министр транспорта Игорь Левитин тут же напомнил своему руководству о недостаточном финансировании отрасли.
По его словам, объем финансирования транспортной сферы из федерального бюджета в ближайшие три года составит около 500 млрд руб., или 2,2% ВВП вместо обещанных 4%. «А для достижения целей транспортной стратегии России необходимо привлечение в инфраструктурные проекты не менее 600 млрд руб. ежегодно», — отметил министр. Видимо, он заранее ознакомился с претензиями премьера — иначе откуда бы такая точность.
Михаил Фрадков посоветовал министру искать недостающие деньги за рубежом. По его словам, иностранные компании проявляют интерес к возможности частно-государственного партнерства в России в области транспорта и готовы инвестировать средства. Об этом они сообщили премьер-министру в понедельник в ходе заседания консультативного совета по иностранным инвестициям.
Кто такие эти иностранные инвесторы, Фрадков не уточнил, зато заявил, что они готовы делиться своим опытом реализации крупных инфраструктурных и транспортных проектов в Европе и США. «Вот сигналы, которые надо улавливать, и это задача Министерства транспорта», — сказал глава правительства, обращаясь к Игорю Левитину.
Но на коллегии Минтранса премьер-министр ничего не сказал о действующих ограничениях для иностранных инвестиций в ряд отраслей российской промышленности.
Зато в понедельник на встрече с инвесторами по этому поводу высказался замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. Сегодня участие иностранного капитала, например, в российском авиапроме законодательно ограничивается 25%. По словам господина Шаронова, проект закона о снятии таких ограничений был подготовлен и даже прошел первое чтение в Госдуме. «Дальше дело не продвинулось. У правительства нет единой позиции по этому вопросу», — констатировал Шаронов.
Намертво завис и закон о концессиях — то есть единственной форме договорных отношений с государством, где инвестора невозможно «кинуть» путем отъема у него лицензии или иными способами. Концессионные договора четко регламентируют обязательства сторон, в том числе по налоговым отсрочкам и выплатам, а также сроки осуществления строительства и эксплуатации объектов. В случае выполнения инвестором обязательств расторгнуть с ним договор можно только по суду. Но закон уже полтора года лежит в думском комитете по собственности без движения.
А ту единственную сферу, в которую частные инвесторы готовы вкладываться хоть сегодня, — трубопроводы — государство не доверяет не только иностранцам, но и российским компаниям.