В марте 2004 года Савеловский суд признал виновными бывших заместителей гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова и Александра Красненкера в невозвращении из-за границы валютной выручки компании и злоупотреблении полномочиями.
Но оба обвиняемых были освобождены от наказания, а господин Глушков выпущен из-под стражи прямо в зале суда. Суд ограничил его содержание под стражей фактически отбытым сроком наказания — с декабря 2000 года.
Вынесенный приговор не удовлетворил ни одну из сторон. Защита настаивала на полном оправдании подопечных, а Генпрокуратура фактически потерпела фиаско: суд снял главный пункт обвинения — хищение средств «Аэрофлота» путем мошенничества, заменив ее более мягкой формулировкой — «злоупотребление полномочиями».
Кроме того, суд оправдал Николая Глушкова по статье «отмывание средств, приобретенных преступным путем» за отсутствием состава преступления.
Поэтому Генпрокуратура подала кассационную жалобу на решение Савеловского суда в вышестоящий суд — Московской городской, который в июне ее удовлетворил и направил дело на новое рассмотрение обратно в суд первой инстанции.
В понедельник повторное слушание «дела «Аэрофлота» началось с оглашения обвинения бывшим сотрудникам авиакомпании. По версии следствия, бывший замгендиректора «Аэрофлота» Николай Глушков вместе с другими подсудимыми все-таки ввел в заблуждение бывшего генерального директора авиакомпании, маршала авиации Евгения Шапошникова, — относительно экономической целесообразности концентрации всех свободных валютных средств «Аэрофлота» на счетах швейцарской фирмы Andava, подконтрольной Борису Березовскому.
Всего с мая 1996 года по ноябрь 1997 года из 77 представительств «Аэрофлота» на счета Andava поступило $252,4 млн, часть этих денег, как утверждает обвинение, была похищена.
По мнению Генпрокуратуры, Andava получила лишь около 3% от сумм, перечисляемых на ее счета подразделениями «Аэрофлота», а остальные деньги были похищены; кроме того, учрежденные ею дочерние фирмы нередко оформляли платежи российского авиаперевозчика как краткосрочные кредиты, и поэтому еще часть денег «Аэрофлота» списывали на штрафы.
По данным следствия, общая сумма штрафов, наложенных Andava на «Аэрофлот», составила 214 млн руб.
На предыдущем слушании дела Николай Глушков пояснял, что концентрация валюты в едином центре вызвана необходимостью жесткого контроля над средствами зарубежных представительств авиакомпании.
А сам маршал Шапошников засвидетельствовал, что его никто не вводил в заблуждение и он «вполне осознанно» принимал решение перечислить валютную выручку авиакомпании на счета швейцарской фирмы.
В среду, 29 сентября, слушание «дела «Аэрофлота» начнется с его повторного допроса в качестве свидетеля.