В пятницу полпред правительства России в Государственной думе Андрей Логинов заявил, что вскоре министры пересмотрят размеры доз наркотиков, хранение которых не влечет уголовной ответственности. Он также добавил, что к 13 октября депутаты получат информацию о возможных изменениях и дополнениях в правительственное постановление, касающееся средних разовых доз наркотических веществ, хранение которых не влечет уголовной ответственности.
Как пояснил Логинов, в настоящее время Минюст, Госнаркоконтроль и Генпрокуратура обобщают все критические замечания в адрес данного постановления и будут вносить свои предложения по документу в правительство. Тем более, что пока есть некие «спорные вопросы».
«Газета.Ru» попыталась найти людей, которые занимаются правкой постановления. В Минюсте в пятницу таких людей не нашлось, дежурный прокурор, загадочно улыбнувшись, сказала, что они «работают», а когда доделают – тогда и будут рассказывать.
Что в постановлении в действительности правится, «Газета.Ru» смогла выяснить только в Госнаркоконтроле. Как пояснил корреспонденту замглавы пресс-службы ведомства Александр Михайлов, на данном документе сошлись позиции Минюста с одной стороны, и МВД и Минздрава — с другой. «В принципе, в России существует закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Это закон прямого действия, 4-я статья которого просто запрещает хранение, использование и распространение подобных веществ людьми, за исключением, естественно, лечебных целей. Поэтому говорить о том, что у человека может быть в кармане какая-то доза, за которую он не подвергнется наказанию, нелогично», — сказал Михайлов.
«Штраф для наркомана – это не наказание, административный арест (даже на 15 суток) – тоже. Таким людям нужно систематическое наблюдение, лечение в стационаре, в конце концов – изоляция от общества, которому они могут навредить, находясь в состоянии наркотического одурманивания. Поэтому до этой весны среднеразовые дозы рассчитывались исходя из того, что принимает наркотик человек, еще не ставший наркоманом. То есть человек, которому наркотика нужно в 5-20 раз меньше, чем уже получившему пристрастие. Однако Минюст, представителям которого, видимо, не хотелось держать в тюрьмах армию наркоманов, принял за среднеразовые именно дозы для наркоманов». И, как говорит Михайлов, «без должного согласования» 6 мая 2004 года провел через правительство постановлением №231.
В итоге, как пояснил Михайлов, самое массовое звено наркоторговли — мелкие дилеры, получившие возможность носить в кармане по 9 полновесных доз, — выпало из системы уголовного наказания. Да и простые люди, почувствовав ослабление ответственности, начали активнее пользоваться наркотиками. По словам Михайлова, число передозировок, приведших к летальному исходу, за последний квартал резко выросло (правда, цифры он привести затруднился).
Депутаты Государственной думы еще весной пытались заставить правительство отменить постановление №231. Провели круглый стол и даже приняли соответствующее постановление. И ушли в отпуск. А когда вернулись, то поняли, что никто ничего менять не собирался. И хотя Логинов обещал предоставить материалы к 13 октября, по мнению Михайлова, сделать это он не сможет. Потому что принципиальный вопрос, лежащий в основе спора между Минюстом и МВД с Минздравом, не решен.
Правда, на стороне первого находится правовое управление президента России: «Если вы помните, у нас за все преступления сейчас сидит 750 тыс. человек, – отметил главный советник управления Михаил Палиев, – и сажать еще 4 млн (если верить ученым) нам просто некуда. К тому же произвести все процедуры по каждому наркоману стоит $4–5 тыс.». Он, кстати, в своей речи разъяснил, что за сбыт наркотиков наказание не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось. И вне зависимости от дозы. Говоря же об административной ответственности, Палиев заметил, что «две недели общения с милиционерами хватит для того, чтобы наркоман рассказал, где, у кого и при каких обстоятельствах он приобрел наркотики».
Правозащитники выступают за сохранение нового постановления. Например, руководитель альянса «Новая наркополитика» правозащитник Лев Левинсон сказал «Газете.Ru», что со вступлением в силу поправок к УК России произойдет «либерализация лишь карательного закона, зато преступные деяния, связанные с коммерческим сбытом наркотиков и их потреблением, будут разведены». «Но это вовсе не означает, что торговля наркотиками останется безнаказанной», – подчеркнул правозащитник.
«Заявления, что жизнь наркоманов и тех, кто снабжает их отравой, значительно облегчилась, неправильны. Говорится, что фактически произошла легализация наркотиков. Это ложь, – отметил Левинсон. – Либерализация закона вовсе не означает, что следующим шагом должна стать легализация легких наркотиков. А вот уточнить понятие пропаганды наркотиков, тем более что в функции Госнаркоконтроля входит также борьба с пропагандой наркомании, не помешало бы».