Сегодня стали известны результаты первого после бесланских событий социологического исследования о рейтинге одобрения/неодобрения политики президента России Владимира Путина. Исследование было проведено в сентябре аналитическим центром Юрия Левады («Левада-центр» возник на базе Всероссийского центра изучения общественного мнения после того, как перед думскими выборами 2003 года ВЦИОМ был подчинен государству).
Главным итогом сентябрьского опроса (рейтинговые показатели президента и правительства исследуются социологами каждый месяц) стало падение рейтинга доверия Путину на 2%. С 68% в августе до 66% сейчас. На один процент одновременно увеличилось число респондентов, не одобряющих действия Путина (с 30 до 31).
Не менее важно и то обстоятельство, что в сентябре продолжилось и даже ускорилось падение путинских показателей в сравнении с мартом этого года, месяцем выборов. В марте положительный рейтинг президента был за облаками. По данным того же «Левада-Центра», тогда у Путина был 81%.
С апреля началось падение в среднем на 2% ежемесячно. В течение лета большинство российских социологов, обращавшихся к теме президентского рейтинга, сходилось во мнении, что реального падения нет, так как в выборный период отмечается определенная консолидация путинского электората, что и отражается в том самом 81 проценте. После же выборов традиционно отмечается некоторый откат рейтинга.
Однако сентябрьское падение эксперты «Левада-центра» уже не склонны связывать с обычными колебаниями, а винят в этом то, что случилось в Беслане. Как сказал «Газете.Ru» глава «Левада-центра» Юрий Левада, «наиболее существенно то, что после всех переживаний вокруг Беслана рейтинг не поднялся, как это было после теракта на Дубровке, а наоборот, опустился». Правда, Левада признает, что падение за один конкретный месяц не было решительным. Причина в том, считает социолог, что Путин в ходе бесланских событий не проявил себя не только с положительной, но в общем и с отрицательной стороны. А в условиях безальтернативности лидеров это может и не повлиять на ретинг.
«Ведь Путина просто не было заметно до конца событий (в Беслане. — «Газета.Ru»). Он и туда не поехал, но и ничего не заявил. Никак себя не показал, пока это все страшным образом не кончилось. А после этого стал делать несколько странные заявления, говоря проще, использовать ситуацию для решения совсем других задач, —
заявил «Газете.Ru» Левада. — Путин сейчас силен своей безальтернативностью. Тем, что больше не на кого надеяться, как нам отвечают люди. Действительно, у нас обстоятельства такие, что нет ни рядом, ни против никого».
Второй важный итог сентября. В этом месяце президент приблизился к самому плохому своему показателю за все время нахождения у власти. Минимальный рейтинг одобрения действий президента был зафиксирован в августе 2000 года (60%). Тогда причиной временного разочарования населения в президенте стала трагедия подлодки «Курск», утонувшей в Баренцевом море вместе с 118 моряками.
Когда подлодка лежала на дне, а судьба людей еще не была доподлинно известна, президент не стал прерывать свой отпуск, а его подчиненные – военные и министры — рассказывали прессе о стуках на глубине и спасательной операции.
В сентябре того же 2000 года рейтинг Путина, по версии ВЦИОМа (еще левадовского), тоже был ниже нынешних 66% процентов и составлял 63%. Это в том месяце российский президент искрометно съязвил в прямом эфире телеканала CNN: «Что же все-таки случилось с вашей лодкой?» — «Она утонула…».
События в Беслане, конечно же, сопоставимы по драматичности с историей «Курска», а по числу ни в чем не повинных жертв даже превосходят ее. Однако бесланская беда почему-то не так решительно повлияла на рейтинг Путина, как события августа 2000 года. Эксперты считают, что президент с черного для себя августа 2000 года сделал правильные выводы и не повторял наиболее грубых ошибок.
«В 2000 году, по всем оценкам, явно складывалось, что он вел себя неправильно. Это восприняли. То, что он продолжал отдыхать, например, очень неприятно сказалось, — прокомментировал Левада ситуацию. — Из этого Путин сделал выводы. Он сейчас прерывает отпуск, приезжает. Как вы знаете, последний отпуск даже дважды прерывал. Когда самолеты упали, а потом Беслан».
Более того, эксперты «Левада-центра» считают, что падение президентских показателей может и вовсе остановиться и уже в следующем месяце смениться ростом. В частности, заместитель Левады Алексей Гражданкин в беседе с Financial Times предположил, что на путинский электорат может оказать положительной влияние затеянная президентом после бесланских событий реформа политической системы. Это вполне возможно, учитывая, что тяга к «закручиванию гаек» и «сильная рука» это именно те качества, которые российское население традиционно любит в Путине. Ведь свой первый рейтинговый скачок президент совершил, начав никак не кончающуюся войну в Чечне.