В понедельник ноябрьские фьючерсы на нефть сорта Brent выросли на $0,65 — до $43,10 за баррель.
Фьючерсные контракты октября на нефть Light, срок которых истекает во вторник, подорожали на $0,69 до $46,28 за баррель.
В предыдущий торговый день, 17 сентября, цены на нефть также поднялись до максимума за четыре недели. На торгах Лондонской биржи цена нефти марки Brent со сроком поставки в ноябре выросла на $1,70, или на 4,2%, и установилась на уровне $42,45 за баррель. Диапазон цен в ходе торгов составил $40,91–42,52 за баррель.
На торгах в Нью-Йорке цена барреля нефти Light с поставкой в октябре повысилась на $1,71, или на 3,9%, и остановилась лишь на отметке в $45,59 за баррель.
«Котировки сегодня повышаются в основном из-за опасений рынка по поводу вероятных перебоев с поставками нефти из Мексиканского залива, — считает аналитик «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин. --Ураганы, проходящие по территории данного региона, привели к закрытию нескольких скважин и дезорганизовали работы по транспортировке сырья. Ритмичность поставок нефти в США была нарушена. Первичная оценка ситуации на мировых рынках говорит о том, что это главная причина роста цен».
По уточненным данным, потери нефтедобычи на шельфе Мексиканского залива из-за стихийных бедствий за неделю составили 5,2 млн баррелей. А коммерческие запасы нефти в США снижаются уже семь недель подряд.
По состоянию на 10 сентября, запасы нефти в США установились на самом низком уровне с середины февраля 2004 года — 278,6 млн баррелей, что на 1,1% меньше показателей аналогичного периода 2003 года.
До сих пор снижение резервов было вызвано преимущественно сокращением импорта нефти из ближневосточного региона. Но теперь ураганы стали основным фактором риска для нефтяной отрасли. Стихия может вызвать дальнейшее и весьма значительное
снижение запасов в США.
А вот новость о сокращении поставок ЮКОСа в Китай не оказала существенного влияния на динамику цен нефтяных фьючерсов, считают все опрошенные аналитики.
И только эксперт «Церих Кэпитал Менежмент» Андрей Литвин считает новость о сокращении поставок ЮКОСа в Китай «новым фактором поддержки нефтяных цен». Однако и он не склонен переоценивать реальное влияние заявлений руководителей ЮКОСа на мировые рынки нефти: «Поставки продолжатся. Это позиционная игра, и вряд ли отказ имеет реальную подоплеку».
Схожее мнение высказал и Вячеслав Жабин: «Сокращение поставок ЮКОСа в Китай едва ли оказало существенное влияние на динамику котировок нефтяных фьючерсов. Дело ЮКОСа — это долгоиграющая пластинка, рынок уже адаптировался к
противоречивой информации, поступающей из России, и более не реагирует на
нее так болезненно, как раньше».
Как по заказу, после заявлений аналитиков появилось сообщение пресс-службы ОАО «Российские железные дороги». Компания сообщила, что продолжает выполнять перевозку нефти ЮКОСа в Китай и не получала никакого уведомления о прекращении транспортировки: «Мы продолжаем работать в рамках подписанного 27 марта 2004 года соглашения между нами и нефтяной компанией. ЮКОС обеспечивает все запланированные к поставке объемы нефти, мы выполняем ее перевозку. Проблем с оплатой перевозки нет».
По заявлению самой China National Petroleum Corporatian, Китай имеет основания ожидать продолжения поставок нефти на прежнем уровне: «Поставки не были прекращены. Они продолжаются и в этом месяце достигнут 380 тыс. тонн», — сказал вице-президент CNPC Су Шулинь.
В вопросе о перспективах движения нефтяных котировок в ближайшие дни аналитики сходятся во мнении: ценовая конъюнктура будет полностью зависеть от того, насколько серьезными будут потери нефтяных запасов США из-за ураганов.
По признанию аналитика БКС Вячеслава Жабина, предсказывать колебания цен на нефтяных рынках сейчас — это все равно, что делать прогноз погоды.