В четверг тендер проводился в третий раз. Во время двух предыдущих попыток, в декабре прошлого года и в июне нынешнего, выбрать измерителя, который в течение ближайших пяти лет будет определять показатели популярности телепередач и каналов — главный индикатор успешности работы телекомпаний, — не удалось.
Наверняка не удалось бы и на этот раз, если бы из «Медиакомитета» накануне голосования не вышли представители медиасообщества, которые выступали категорически против AGВ.
Для подстраховки к сентябрьскому тендеру была изменена система голосования: победитель определяется теперь простым большинством голосов, а не квалифицированным. Шесть присутствовавших представителей «Медиакомитета» единогласно проголосовали за AGB Television.
Побочным эффектом тендера стал раскол медиасообщества. Первые два конкурса проводил «Медиакомитет», в который входили 13 руководителей крупных телеканалов, представителей рекламной индустрии и исполнительной власти. В четверг измерителя выбирали оставшиеся семь членов «Медиакомитета».
Понять, что договориться к сентябрю вряд ли удастся, можно было еще после июньского тендера. Тогда две компании — TNS Gallup Media и итальянская компания AGB Television — набрали одинаковое число голосов.
Рейтинги телепрограмм являются инструментом для продаж телерекламы на телеканалах: именно на основании этих данных рекламные агентства, обслуживающие рекламодателей, решают, у какого канала купить эфирное время для своих клиентов.
TNS выставляет рейтинги телепрограмм по всей России, по всем каналам (кроме кабельных и спутниковых) и является на данный момент единственным поставщиком данных о телесмотрении. Телерекламный рынок в прошлом году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составил $1,3 млрд.Британцы против тендера
Очередной виток скандала развернулся непосредственно за несколько часов до начала проведения тендера. Начальник отдела торговли и инвестиций посольства Великобритании в Москве Дэйвид Гудвин написал письмо на имя Михаила Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и председателя «Медиакомитета»...
Это, скорее всего, только усугубит раскол медиаиндустрии. Сегодня, комментируя выход нескольких членов из «Медиакомитета», Михаил Сеславинский сказал, что «в создавшейся ситуации участники рынка неизбежно должны будут идти навстречу друг другу».
Система, при которой действуют два измерителя, менее прозрачна и менее удобна. При двух измерителях вводится коэффициент пересчета, но при этом возникает возможность спекуляций, что вряд ли понравится рекламодателям. Итогом может стать замедление роста российского рынка телерекламы. Кстати, сами рекламодатели своим выходом из состава «Медиакомитета» продемонстрировали, что их работа Gallup вполне устраивает. В конечном итоге последнее слово останется за ними, и «лишняя» компания рано или поздно исчезнет с рынка.