В среду с 8.30 утра до 15.15 в московской сети «Би Лайн» возникли неполадки с программным обеспечением (ПО) одного из коммутаторов.
Из-за этих неполадок возникали «затруднения при установке соединения в сети «Би Лайн GSM» (согласно пресс-релизу компании) в районах запада, северо-запада, севера, северо-востока и востока Москвы, а также севера Московской области.
Технические службы «Би Лайна» вместе с поставщиками ПО и оборудования работали над восстановлением «корректного функционирования сети». Компания публично извинилась перед абонентами, которых «затронула данная проблема», а коснуться она могла более 3 млн человек.
«Сеть растет, обновляется программное обеспечение, и, к сожалению, никто не застрахован от таких сбоев. Это происходит во всех сетях, о чем свидетельствует множество звонков в абонентские службы и различные интернет-конференции, на которых обсуждаются такие проблемы, — заявил «Газете.Ru» Михаил Умаров, директор «ВымпелКома» (торговая марка «Би Лайн») по связям с общественностью. — Но мы более открыты (в отличие от конкурентов) и считаем своим долгом оповещать о них людей. Существует стандартная процедура возмещения убытков, мы решаем такие вопросы индивидуально с каждым абонентом».
Господин Умаров подтверждает свои утверждения результатами «горячей линии», которую проводил департамент транспорта и связи Москвы с 10 по 24 августа. Абоненты могли звонить и жаловаться на качество работы операторов. Всего поступило 1585 таких звонков. Больше всего недовольств вызвала МТС — 754 звонка (47%), «Би Лайн» — 490 (30%), а «МегаФон» — 271 (17%). Остальные звонки (70) поступали от абонентов других сетей.
Но такая открытость может обернуться против «Би Лайна»: абоненты засыплют его жалобами и имеют все законные основания для того, чтобы подавать в суд, уверен Алексей Монахов, юрист конфедерации общества потребителей (КонфОП).
Господин Монахов считает, что сбой в «Би Лайне» — нарушение 29-й статьи закона «О защите прав потребителей». «В этой статье говорится о некачественном оказании услуг при обнаружении недостатков. Она предусматривает, что потребитель вправе потребовать уменьшения цены оказания услуг, возмещения понесенных расходов и морального ущерба, — отмечает юрист. — Предъявлять претензии можно любые, размер компенсации не ограничен. Вопрос в том, как доказать нанесение ущерба в суде».
Господин Монахов подчеркивает, что, если удастся доказать, что мобильная связь использовалась для предпринимательской деятельности, размер компенсации может быть весьма внушительным.
Адвокат Вадим Прохоров, представлявший интересы абонента-должника на нашумевшем процесс «ВымпелКом» против Олега Чубарова» (компании в том процессе удалось доказать поставленную под сомнение законность своей деятельности в Москве), полагает, что многие не пойдут судиться с «Би Лайном», чтобы не терять время.
«Главное в доказательной базе очевидно — условия договора, который заключается между оператором и клиентом, предполагают бесперебойное предоставление связи. Иначе зачем нужна такая сеть, если можно дойти до стационарного телефона? Возможно, кто-нибудь все-таки решится защитить свои права», — говорит господин Прохоров.
«При таких огромных сетях неизбежны сбои. Это может случиться с любой сетью», — считает Антон Погребинский, аналитик исследовательской компании AC&M-Consulting. По данным этой компании за август, в Москве более 84% населения пользуются сотовой связью: 6,535 млн абонентов у МТС, 6,43 у «Би Лайна» и 1,313 — у «МегаФона».