Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

90 человек погибли за взятку

В среду окончательно стало ясно, что самолеты Ту-154 и Ту-134 взорвали чеченки-смертницы. Им помогли спекулянты и взяточники в аэропорту и милиции.

Государственная комиссия обнародовала результаты расследования катастроф самолетов Ту-154 и Ту-134, разбившихся 24 августа. Как сообщил глава комиссии, министр транспорта Игорь Левитин, окончательно установлено, что причиной катастроф был теракт. По словам Левитина, самолеты разрушились в воздухе из-за взрывов на борту. По его словам, расшифровка самописцев показала, что в самолетах было «идентичное ударное воздействие внутри фюзеляжа». Так, в самолете Ту-154, летевшем рейсом Москва--Сочи, взрыв произошел по правой стороне в 25-м ряду кресел. А в самолете Ту-134 (Москва--Волгоград) тоже по правой стороне, но в 19-м ряду. В момент взрыва самолет Ту-154 был на высоте 12,1 тыс. м, а Ту-134 – 8,1 тыс. м. Как отметил министр, взрывы произошли практически одновременно (в 22.53 мск с разницей в 9 секунд) и неожиданно для экипажей самолетов.

Расшифровав бортовые самописцы, члены комиссии установили, что после взрывов в течение одной секунды произошла разгерметизация обоих самолетов. В течение 2–3 секунд после взрыва произошло нарушение кинематического управления рулями и отрыв хвостовой части обоих авиалайнеров. По словам Левитина, дальнейшее управление самолетами в условиях разгерметизации стало невозможным. Последующие разрушения элементов конструкций происходили под действием возникших перегрузок и скоростного напора.

Бортовые параметрические самописцы прекратили запись через 2–3 секунды после взрыва. Как считают эксперты, причиной этого было обесточивание бортовой сети и невозможность перехода на аварийное питание (конструкции самолета были уже разрушены к этому моменту). Запись переговоров экипажа Ту-154 бортовым речевым самописцем продолжалась еще в течение 2 минут 13 секунд от аварийных источников питания, которые расположены в центральной части фюзеляжа.

«Содержание переговоров свидетельствует о разгерметизации самолета и не отражает фактов нападения на экипаж или захвата самолета», — заключил глава госкомиссии.

Левитин и ранее говорил, что версия о захвате самолета Ту-154 не подтвердилась. По его информации, «тревожная кнопка» на разбившемся в Ростовской области Ту-154 сработала самопроизвольно, через полсекунды после взрыва. Как считает министр, поступление сигнала об опасности на пульт диспетчера могло произойти из-за повреждения цепи питания в полете.

В среду министр еще раз подчеркнул, что иной причины катастрофы, кроме взрыва, не было. Самолеты, их двигатели, системы и оборудование до срабатывания взрывного устройства были полностью исправны. Он сказал, что все наземные службы также работали в штатном режиме. «Экипаж был профессионально подготовлен, и их действия не выходили за рамки соответствующих требований», — сказал Левитин.

Члены Госкомиссии практически завершили техническую часть работы по расследованию причин катастрофы.

В частности, эвакуированы все обломки самолетов с мест катастроф, закончена выкладка фрагментов и элементов конструкции. Уже установлена последовательность разрушения самолетов в воздухе. Полностью закончена расшифровка и синхронизация всех бортовых и наземных самописцев.

Тем временем следственная часть дела о взрывах самолетов продолжается. Однако официально о ходе расследования пока ничего не сообщается.

Пресс-служба Генпрокуратуры России на вопросы «Газеты.Ru» о работе следователей отвечает, что им ничего не известно, и многочасовые обещания выяснить подробности дела результатов также не приносят. Так, до сих пор, например, не ясно, опознаны ли тела террористок, взорвавших авиалайнеры, и предъявлены ли обвинения задержанным по подозрению в причастности к теракту. Тем не менее из разных источников можно восстановить примерный ход событий.

Первоначально следователи обнаружили, что в эпицентре взрыва на борту Ту-154 оказалась Сацита Джебирханова, жительница Курчалоевского района Чечни. Ее тело собрали по фрагментам. В самолете Ту-134 летела ее подруга, Аманат Нагаева, жительница Веденского района республики. Выяснилось, что обе женщины были знакомы давно, торговали детскими вещами на рынке в Грозном, а 22 августа их видели в Хасавюрте – обе садились в автобус. Больше в Чечне и Дагестане их никто не видел. Позже было установлено, что 24 августа Джебирханова и Нагаева прилетели в Москву из Махачкалы.

По данным Генпрокурора Владимира Устинова, вместе с ними в Москву прилетели двое сообщников. «Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом, капитану милиции, для досмотра их вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам».

«Но капитан отпустил их без всякой проверки, и они стали спешно добывать билеты в том же здании», — сказал Устинов. Задержан ли этот капитан милиции, Устинов не уточнил.

Как сообщил «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах, не выходя из здания аэропорта, чеченцы встретились с неким знакомым, который передал им инструкции и взрывчатку. Куда потом делись двое чеченцев, неизвестно. Зато уже установлено, что в 19.45 Сацита Джебирханова купила в кассе билет на утренний рейс Ил-86, летевший из Москвы в Сочи 25 августа. Однако затем она передумала и решила улететь в этот же день, 24 августа. По данным следствия, ей помог приобрести другой билет спекулянт Армен Арутюнов, воспользовавшись своими связями в аэропорту.

«За две минуты до окончания регистрации Арутюнов, промышлявший спекуляцией авиабилетами, передал сотруднику авиакомпании «Сибирь» билет на имя Джебирхановой, купленный ею на рейс, вылетавший утром следующего дня. Сотрудник авиакомпании написал на билете: «Принять к перевозке на рейс 1047 24.08.2004». После чего она спокойно прошла в самолет», — сообщил сегодня генпрокурор Владимир Устинов.

По словам Устинова, за услугу сотрудник авиакомпании получил 1 тыс. рублей. Никакого личного досмотра и досмотра багажа Джебирханова не проходила.

Таким образом, террористка-смертница смогла сесть на самолет авиакомпании «Сибирь», вылетавший из Москвы в Сочи 24 августа в 21.25.

За пять минут до вылета Ту-154, на который попала Джебирханова, из Домодедова в Волгоград вылетал другой самолет. Однако купившая на него билет у Арутюнова Аманат Нагаева не успела пройти регистрацию. Поэтому спекулянт поменял ей билет на другой рейс — авиакомпании «Волга-авиаэкспресс», вылетавший на час позже, в 22.20. Нагаева прошла регистрацию одной из последних, воспользовавшись услугами все того же спекулянта.

Следователи не сообщают, что ей помогал кто-либо из авиакомпании «Волга-авиаэкспресс». По данным «Газеты.Ru», у авиакомпании нет своего представительства в Москве, а в тот вечер рейс обслуживали два человека – один следил за вылетом-прилетом самолетов, а второй сотрудник занимался пассажирами.

По данным следствия, Джебирханова и Нагаева взяли места в хвосте самолетов. Джебирханова сидела в 24-м ряду (как раз рядом с ним был взрыв), а Нагаева – в конце самолета, возможно, в 19-м ряду. Предполагается, что в салон они пронесли около 400 граммов взрывчатки, сделанной на основе гексогена (его следы уже обнаружили на обломках самолета), собрали бомбу в туалетах в хвостовых частях лайнеров, после чего совершили самоподрыв.

В результате взрывов в обеих катастрофах погибли 90 человек включая предполагаемых террористок-смертниц.

Арутюнов сейчас задержан, ему должно быть предъявлено обвинение по ст. 30 и ст. 205 УК РФ в пособничестве терроризму. Сам задержанный признался, что помогал чеченкам, однако заявил, что никогда их раньше не видел и просто приобрел для них билеты. По данным следствия, он получил за эту услугу 5 тыс. рублей: две с одной из террористок и три – с другой. Из этой суммы одну тысячу Арутюнов отдал сотруднику «Сибири».

Генпрокуратура сообщила, что сотрудник авиакомпании «Сибирь», разрешивший вылететь на самолете Ту-154 Саците Джебирхановой, тоже арестован. Сама авиакомпания по данному поводу пока комментариев не дает.

В правоохранительных органах уверены, что у Джебирхановой и Нагаевой были еще две сообщницы, прибывшие вместе с ними в Москву – одна из них, предположительно Роза Нагаева, сестра Аманат Нагаевой, взорвала себя у вестибюля станции метро «Рижская» в Москве 31 августа, тогда погибли 10 человек включая террористку. Еще одна сообщница, Марьям Табурова, объявлена в розыск. Следствие не исключает, что она находится в Москве и готовит еще один теракт.

Новости и материалы
Бузову раскритиковали за выступление в откровенном наряде в День защиты детей
«Зенит» выиграл Кубок России
Силы ПВО сбили беспилотник над Белгородской областью
В Ухте локализовали пожар на нефтеперерабатывающем заводе
В МЧС рассказали, сколько специалистов тушат Ухтинский НПЗ
Костомаров рассказал, будет ли болеть за теннисистов на Олимпиаде
Зеленский заявил, что Украина признает Палестину как суверенное государство
Российские войска уничтожили под Купянском мешавший продвижению миномет
На Украине забили тревогу из-за действий Зеленского
Черчесов является главным кандидатом на пост тренера сборной Казахстана
В Белом доме заявили о понимании Байденом последствий ударов ВСУ по России
Харатьян не может зарегистрировать автомобиль из-за спора между продавцами
Водитель «Газели» протаранил Ford на встречной полосе, пострадали три человека
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
В Южной Осетии восстановили электроснабжение
Аскольд Запашный рассказал о самочувствии дочери после падения с лошади
В Белгородской области сбили пять украинских дронов
Фанаты «Балтики» скандировали «Зенит» — позор российского футбола» на Кубке России
Все новости