Государственная комиссия обнародовала результаты расследования катастроф самолетов Ту-154 и Ту-134, разбившихся 24 августа. Как сообщил глава комиссии, министр транспорта Игорь Левитин, окончательно установлено, что причиной катастроф был теракт. По словам Левитина, самолеты разрушились в воздухе из-за взрывов на борту. По его словам, расшифровка самописцев показала, что в самолетах было «идентичное ударное воздействие внутри фюзеляжа». Так, в самолете Ту-154, летевшем рейсом Москва--Сочи, взрыв произошел по правой стороне в 25-м ряду кресел. А в самолете Ту-134 (Москва--Волгоград) тоже по правой стороне, но в 19-м ряду. В момент взрыва самолет Ту-154 был на высоте 12,1 тыс. м, а Ту-134 – 8,1 тыс. м. Как отметил министр, взрывы произошли практически одновременно (в 22.53 мск с разницей в 9 секунд) и неожиданно для экипажей самолетов.
Расшифровав бортовые самописцы, члены комиссии установили, что после взрывов в течение одной секунды произошла разгерметизация обоих самолетов. В течение 2–3 секунд после взрыва произошло нарушение кинематического управления рулями и отрыв хвостовой части обоих авиалайнеров. По словам Левитина, дальнейшее управление самолетами в условиях разгерметизации стало невозможным. Последующие разрушения элементов конструкций происходили под действием возникших перегрузок и скоростного напора.
Бортовые параметрические самописцы прекратили запись через 2–3 секунды после взрыва. Как считают эксперты, причиной этого было обесточивание бортовой сети и невозможность перехода на аварийное питание (конструкции самолета были уже разрушены к этому моменту). Запись переговоров экипажа Ту-154 бортовым речевым самописцем продолжалась еще в течение 2 минут 13 секунд от аварийных источников питания, которые расположены в центральной части фюзеляжа.
«Содержание переговоров свидетельствует о разгерметизации самолета и не отражает фактов нападения на экипаж или захвата самолета», — заключил глава госкомиссии.
Левитин и ранее говорил, что версия о захвате самолета Ту-154 не подтвердилась. По его информации, «тревожная кнопка» на разбившемся в Ростовской области Ту-154 сработала самопроизвольно, через полсекунды после взрыва. Как считает министр, поступление сигнала об опасности на пульт диспетчера могло произойти из-за повреждения цепи питания в полете.
В среду министр еще раз подчеркнул, что иной причины катастрофы, кроме взрыва, не было. Самолеты, их двигатели, системы и оборудование до срабатывания взрывного устройства были полностью исправны. Он сказал, что все наземные службы также работали в штатном режиме. «Экипаж был профессионально подготовлен, и их действия не выходили за рамки соответствующих требований», — сказал Левитин.
Члены Госкомиссии практически завершили техническую часть работы по расследованию причин катастрофы.
В частности, эвакуированы все обломки самолетов с мест катастроф, закончена выкладка фрагментов и элементов конструкции. Уже установлена последовательность разрушения самолетов в воздухе. Полностью закончена расшифровка и синхронизация всех бортовых и наземных самописцев.
Тем временем следственная часть дела о взрывах самолетов продолжается. Однако официально о ходе расследования пока ничего не сообщается.
Пресс-служба Генпрокуратуры России на вопросы «Газеты.Ru» о работе следователей отвечает, что им ничего не известно, и многочасовые обещания выяснить подробности дела результатов также не приносят. Так, до сих пор, например, не ясно, опознаны ли тела террористок, взорвавших авиалайнеры, и предъявлены ли обвинения задержанным по подозрению в причастности к теракту. Тем не менее из разных источников можно восстановить примерный ход событий.
Первоначально следователи обнаружили, что в эпицентре взрыва на борту Ту-154 оказалась Сацита Джебирханова, жительница Курчалоевского района Чечни. Ее тело собрали по фрагментам. В самолете Ту-134 летела ее подруга, Аманат Нагаева, жительница Веденского района республики. Выяснилось, что обе женщины были знакомы давно, торговали детскими вещами на рынке в Грозном, а 22 августа их видели в Хасавюрте – обе садились в автобус. Больше в Чечне и Дагестане их никто не видел. Позже было установлено, что 24 августа Джебирханова и Нагаева прилетели в Москву из Махачкалы.
По данным Генпрокурора Владимира Устинова, вместе с ними в Москву прилетели двое сообщников. «Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом, капитану милиции, для досмотра их вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам».
«Но капитан отпустил их без всякой проверки, и они стали спешно добывать билеты в том же здании», — сказал Устинов. Задержан ли этот капитан милиции, Устинов не уточнил.
Как сообщил «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах, не выходя из здания аэропорта, чеченцы встретились с неким знакомым, который передал им инструкции и взрывчатку. Куда потом делись двое чеченцев, неизвестно. Зато уже установлено, что в 19.45 Сацита Джебирханова купила в кассе билет на утренний рейс Ил-86, летевший из Москвы в Сочи 25 августа. Однако затем она передумала и решила улететь в этот же день, 24 августа. По данным следствия, ей помог приобрести другой билет спекулянт Армен Арутюнов, воспользовавшись своими связями в аэропорту.
«За две минуты до окончания регистрации Арутюнов, промышлявший спекуляцией авиабилетами, передал сотруднику авиакомпании «Сибирь» билет на имя Джебирхановой, купленный ею на рейс, вылетавший утром следующего дня. Сотрудник авиакомпании написал на билете: «Принять к перевозке на рейс 1047 24.08.2004». После чего она спокойно прошла в самолет», — сообщил сегодня генпрокурор Владимир Устинов.
По словам Устинова, за услугу сотрудник авиакомпании получил 1 тыс. рублей. Никакого личного досмотра и досмотра багажа Джебирханова не проходила.
Таким образом, террористка-смертница смогла сесть на самолет авиакомпании «Сибирь», вылетавший из Москвы в Сочи 24 августа в 21.25.
За пять минут до вылета Ту-154, на который попала Джебирханова, из Домодедова в Волгоград вылетал другой самолет. Однако купившая на него билет у Арутюнова Аманат Нагаева не успела пройти регистрацию. Поэтому спекулянт поменял ей билет на другой рейс — авиакомпании «Волга-авиаэкспресс», вылетавший на час позже, в 22.20. Нагаева прошла регистрацию одной из последних, воспользовавшись услугами все того же спекулянта.
Следователи не сообщают, что ей помогал кто-либо из авиакомпании «Волга-авиаэкспресс». По данным «Газеты.Ru», у авиакомпании нет своего представительства в Москве, а в тот вечер рейс обслуживали два человека – один следил за вылетом-прилетом самолетов, а второй сотрудник занимался пассажирами.
По данным следствия, Джебирханова и Нагаева взяли места в хвосте самолетов. Джебирханова сидела в 24-м ряду (как раз рядом с ним был взрыв), а Нагаева – в конце самолета, возможно, в 19-м ряду. Предполагается, что в салон они пронесли около 400 граммов взрывчатки, сделанной на основе гексогена (его следы уже обнаружили на обломках самолета), собрали бомбу в туалетах в хвостовых частях лайнеров, после чего совершили самоподрыв.
В результате взрывов в обеих катастрофах погибли 90 человек включая предполагаемых террористок-смертниц.
Арутюнов сейчас задержан, ему должно быть предъявлено обвинение по ст. 30 и ст. 205 УК РФ в пособничестве терроризму. Сам задержанный признался, что помогал чеченкам, однако заявил, что никогда их раньше не видел и просто приобрел для них билеты. По данным следствия, он получил за эту услугу 5 тыс. рублей: две с одной из террористок и три – с другой. Из этой суммы одну тысячу Арутюнов отдал сотруднику «Сибири».
Генпрокуратура сообщила, что сотрудник авиакомпании «Сибирь», разрешивший вылететь на самолете Ту-154 Саците Джебирхановой, тоже арестован. Сама авиакомпания по данному поводу пока комментариев не дает.
В правоохранительных органах уверены, что у Джебирхановой и Нагаевой были еще две сообщницы, прибывшие вместе с ними в Москву – одна из них, предположительно Роза Нагаева, сестра Аманат Нагаевой, взорвала себя у вестибюля станции метро «Рижская» в Москве 31 августа, тогда погибли 10 человек включая террористку. Еще одна сообщница, Марьям Табурова, объявлена в розыск. Следствие не исключает, что она находится в Москве и готовит еще один теракт.