Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

ЕС в обмен на Пентагон

В четверг помощники торгового представителя США Роберта Зеллика едут в Брюссель лоббировать интересы американской самолетостроительной корпорации Boeing. Они будут добиваться отмены всех субсидий для европейского авиагиганта EADS. Европейцы готовы пойти на уступки, если Пентагон откажется поддерживать Boeing.

Американские и европейские политики уже четвертый год спорят о справедливости господдержки ведущих мировых самолетостроительных корпораций EADS (Европа) и Boeing (США).

В июне 2000 года EADS разработал программу производства двухэтажного гражданского самолета Airbus 380 вместимостью до 555 пассажиров.

Правительства европейских стран согласились частично финансировать этот проект: Великобритания выделила $800 млн, Германия $880 млн и Франция $1,5 млрд. Часть средств выделили Испания и Бельгия.

В целом прямые государственные капиталовложения в строительство Airbus 380 составляют $3,8 млрд — менее трети стоимости всей программы в $12 млрд.

Так что формально Европа не нарушает заключенное с США в 1992 году соглашение, по которому максимальный размер господдержки разработок больших самолетов не должeн превышать 33%.

Но с момента появления этого документа расстановка сил на мировом рынке самолетостроения изменилась в пользу EADS. В 1992 году Boeing контролировал 80% мировых продаж гражданских самолетов, но из года в год его доля неуклонно снижалась. В 2003 году объем продаж EADS вырос до 305 машин — это 52% рынка.

Аналитики отрасли говорят, что европейцы сохранят лидерство еще как минимум лет пять. По крайней мере в 2004 году портфель их заказов остался на том же уровне, что и в прошлом году, а Boeing намерен продать на 20 лайнеров меньше.

Потеря корпорацией Boeing лидирующих позиций на мировом рынке спровоцировала новый виток борьбы американских самолетостроителей и властей против субсидирования разработок EADS.

Они считают, что договор 1992 года просто устарел. В августе президент Джордж Буш побывал в Сиэтле, центре американского самолетостроения, и заявил, что намерен добиться отмены положений соглашения между США и ЕС, разрешающего европейским правительствам оплачивать 30% затрат EADS на производство самолетов.

Он даже публично проинструктировал американского торгового представителя Роберта Зеллика примерно в таком духе: «Нужно изучить все возможные варианты, чтобы субсидирование Airbus прекратилось».

В четверг заместители Зеллика отправятся в Брюссель выполнять установки президента. Один из них, Ричард Миллс, пояснил цель поездки:

«Мы надеемся заменить соглашение от 1992 года новым, которое запретило бы субсидии для развития авиапрома».

Во вторник представительница EC Аранча Гонсалес заявила на брифинге:

«Европа открыта для обсуждения и пересмотра соглашения от 1992 года. Но любое ограничение поддержки Airbus со стороны ЕС должно сопровождаться ограничением поддержки, которую США могут дать корпорации Boeing».

По словам госпожи Гонсалес, это касается также и помощи, которую оказывали американским самолетостроителям другие страны, в частности, Япония.

В Европе считают, что США косвенно поддерживают Boeing, отдавая корпорации ключевые оборонные заказы. Логично предположить, что ЕС согласится выполнить требования посланников Буша, если те добьются в Пентагоне более равномерного распределения своих заказов.

В случае неудачного исхода переговоров в Брюсселе Роберт Зеллик пообещал добиться своего во Всемирной торговой организации. Вполне вероятно, он будет апеллировать к соглашению от 1994 года, запрещающему безвозмездный характер государственных субсидий в промышленность.

А в качестве доказательства господин Зеллик сможет привести факты «некоммерческого» кредитования EADS правительством Великобритании.

Оно вложило в программу производства самолетов Airbus 330 и Airbus 340 чуть более $650 млн, но на данный момент не вернуло и десятой части инвестиций. И, судя по всему, это весомое доказательство.

«Airbus нужно бы достичь взаимопонимания с США и избежать обращения в ВТО», — считают в Ассоциации космических отраслей промышленности. Не в интересах ЕС разбирательства в ВТО, потому что европейцы, вероятнее всего, проиграют.

Новости и материалы
США отправят своих солдат для защиты Израиля
Израильская авиация начала бомбить южные пригороды ливанской столицы
Репетиторы рассказали, получают ли подарки на День учителя
На Украине сотрудника военкомата оштрафовали за подзатыльник при вручении повестки
«Хезболла» заявила о готовности атаковать Израиль в случае вторжения в Ливан
Названы 10 российских городов с самыми высокими ценами на ремонт авто
Израиль объявил о предстоящей бомбардировке южных районов Бейрута
Мостовой заявил, что он ничем не хуже Станковича
Россиянка избила девочку на детской площадке после ссоры с ее сыном
В России планируют повысить социальные пенсии
Аршавин рассказал, зачем «Зенит» подписал Соболева
Ученые нашли в фиалках вещества для борьбы с самым опасным видом рака мозга
Экс-глава авиационно-технической службы Росгвардии арестован
Забывчивость спасла россиянина от долга в 3 млн рублей
Москва выступила с осуждением авиаудара по резиденции главы дипмиссии ОАЭ в Судане
На Украине планируют переименовать еще пять городов
Маневр российского истребителя в районе Аляски попал на видео
Байдена предупредили о реальном риске эскалации конфликта на Украине
Все новости