Американские и европейские политики уже четвертый год спорят о справедливости господдержки ведущих мировых самолетостроительных корпораций EADS (Европа) и Boeing (США).
В июне 2000 года EADS разработал программу производства двухэтажного гражданского самолета Airbus 380 вместимостью до 555 пассажиров.
Правительства европейских стран согласились частично финансировать этот проект: Великобритания выделила $800 млн, Германия $880 млн и Франция $1,5 млрд. Часть средств выделили Испания и Бельгия.
В целом прямые государственные капиталовложения в строительство Airbus 380 составляют $3,8 млрд — менее трети стоимости всей программы в $12 млрд.
Так что формально Европа не нарушает заключенное с США в 1992 году соглашение, по которому максимальный размер господдержки разработок больших самолетов не должeн превышать 33%.
Но с момента появления этого документа расстановка сил на мировом рынке самолетостроения изменилась в пользу EADS. В 1992 году Boeing контролировал 80% мировых продаж гражданских самолетов, но из года в год его доля неуклонно снижалась. В 2003 году объем продаж EADS вырос до 305 машин — это 52% рынка.
Аналитики отрасли говорят, что европейцы сохранят лидерство еще как минимум лет пять. По крайней мере в 2004 году портфель их заказов остался на том же уровне, что и в прошлом году, а Boeing намерен продать на 20 лайнеров меньше.
Потеря корпорацией Boeing лидирующих позиций на мировом рынке спровоцировала новый виток борьбы американских самолетостроителей и властей против субсидирования разработок EADS.
Они считают, что договор 1992 года просто устарел. В августе президент Джордж Буш побывал в Сиэтле, центре американского самолетостроения, и заявил, что намерен добиться отмены положений соглашения между США и ЕС, разрешающего европейским правительствам оплачивать 30% затрат EADS на производство самолетов.
Он даже публично проинструктировал американского торгового представителя Роберта Зеллика примерно в таком духе: «Нужно изучить все возможные варианты, чтобы субсидирование Airbus прекратилось».
В четверг заместители Зеллика отправятся в Брюссель выполнять установки президента. Один из них, Ричард Миллс, пояснил цель поездки:
«Мы надеемся заменить соглашение от 1992 года новым, которое запретило бы субсидии для развития авиапрома».
Во вторник представительница EC Аранча Гонсалес заявила на брифинге:
«Европа открыта для обсуждения и пересмотра соглашения от 1992 года. Но любое ограничение поддержки Airbus со стороны ЕС должно сопровождаться ограничением поддержки, которую США могут дать корпорации Boeing».
По словам госпожи Гонсалес, это касается также и помощи, которую оказывали американским самолетостроителям другие страны, в частности, Япония.
В Европе считают, что США косвенно поддерживают Boeing, отдавая корпорации ключевые оборонные заказы. Логично предположить, что ЕС согласится выполнить требования посланников Буша, если те добьются в Пентагоне более равномерного распределения своих заказов.
В случае неудачного исхода переговоров в Брюсселе Роберт Зеллик пообещал добиться своего во Всемирной торговой организации. Вполне вероятно, он будет апеллировать к соглашению от 1994 года, запрещающему безвозмездный характер государственных субсидий в промышленность.
А в качестве доказательства господин Зеллик сможет привести факты «некоммерческого» кредитования EADS правительством Великобритании.
Оно вложило в программу производства самолетов Airbus 330 и Airbus 340 чуть более $650 млн, но на данный момент не вернуло и десятой части инвестиций. И, судя по всему, это весомое доказательство.
«Airbus нужно бы достичь взаимопонимания с США и избежать обращения в ВТО», — считают в Ассоциации космических отраслей промышленности. Не в интересах ЕС разбирательства в ВТО, потому что европейцы, вероятнее всего, проиграют.