Дмитрий Орешкин, глава группы «Меркатор»:
— Предложение утверждать региональными парламентами губернаторов по предложению президента означает, что власть перенимает опыт республики Дагестан. Там граждане не напрямую избирают главу, а через госсовет из срока в срок переизбирается товарищ Магомедов. Формально предложение президента Путина не противоречит Конституции: статья 72 говорит о совместном ведении федерации и республик в части обеспечения общих принципов организации системы органов госвласти. Безусловно, это предложение – отступление от принципов федерализма и демократии. Все регионы подравниваются и становятся зависимыми от одного человека в центре, который имеет фамилию Путин. Картина с губернаторами станет более однообразной, поскольку президент как человек знать всех не может, а доверяет только узкому кругу лиц. Поэтому следующие президенты республик и губернаторы будут или питерцами, или силовиками. Сегодня порядка десяти губернаторов в России – силовики. И только, пожалуй, Громов (губернатор Московской области. – «Газета.Ru») оказался настолько осторожным, чтобы отличать руководство области от работы в военном генштабе.
Элиты в отличие избирателей болезненно воспримут такие изменения и зажмут в кармане очередной кукиш президенту. Проблема авторитарно-унитарного стиля правления Путина в том, что теперь губернаторы не будут иметь возможности формировать свои команды. Теперь они будут посылаться сверху. Президент берет на себя все больше, а справляется с ситуацией все хуже, чему доказательство – события в Северной Осетии. Думаю, что возрождение Министерства по делам национальностей не улучшит ситуацию. В итоге решения принимает не Миннац, а силовики, отвечающие за ситуацию на Северном Кавказе. Понятно, что под статьей 72 совместного ведения может лежать техническое определение. При этом активное избирательное право граждан не нарушается.
Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по гражданскому, арбитражному, уголовному и процессуальному законодательству:
— Навскидку могу сказать, что предложение по утверждению губернаторов законодательными собраниями не противоречит Конституции. Конечно, оно противоречит закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти в субъектах РФ». Но ведь сам закон будет меняться. Могу сказать, что разговоры о такой схеме шли давно. Вспомните письмо трех губернаторов, которые предлагали президенту чуть иной порядок прямого назначения президентом глав регионов. Поэтому президент озвучил то, что было на слуху.
На самом деле очень отрицательный результат был дан тем, что разрешили многим губернаторам избираться на третий-четвертый срок. В регионах и сегодня застой – нет свежей крови, многие повязли в коррупции. Поэтому, конечно, в случае принятия таких поправок в закон ситуация сильно изменится – больше чем наполовину сменятся сами губернаторы. Думаю, что население воспримет это нормально.
Сергей Иваненко, зампред партии «Яблоко»
«Решение президента по меньшей мере недальновидно. Не понятно, зачем придавать юридическую форму тому, что сегодня уже существует? Мы и так знаем, как избираются некоторые губернаторы. Что касается того, как объясняются такие инициативы, то угрозы распада страны сегодня не существует. То, что предложено президентом – фактически ответ на кризис власти, обозначившийся в последние дни. Ответ очень по-кремлевски. Это проявление слабости власти, поскольку она, очевидно, не может справиться с вызовами современного мира нам ни по показателям экономического роста, ни по уровню безопасности, ни по уровню жизни, ни с точки зрения критериев вхождения в группу развитых стран.
Решение президента я расцениваю как неудовлетворительное. Ни к чему хорошему утверждение губернаторов с предложения президента не приведет. Нам предлагают свернуть ростки демократии, и широким строем шагнуть ближе к авторитарному строю. Что же касается избирателей, у которых отнимают активное избирательное право, то, к сожалению, я думаю, что население воспримет это в традициях известной пьесы из Бориса Годунова. Народ будет просто безмолствовать».
Борис Надеждин, секретарь по законодательной работе партии СПС:
«Понятно, что если надо, то и Конституцию за три дня поменяют. Конституция на самом деле тут ни при чем. Нужно менять кучу законов, но в теории российская Конституция то, о чем сказал Путин, допускает. Конституционный суд может отменить при желании любое разъяснение. Просто под вывеской борьбы с терроризмом в стране укрепляется режим личной власти.
Во всех цивилизованных странах губернаторы избираются. Американский президент никакого участия в выборах губернаторов штатов не принимает. А такие схемы, которые предлагает Путин, действуют, например, в Белоруссии, ранее действовали на Украине. Ну убейте меня, если по такой схеме как-то можно бороться с терроризмом.
Политика в нашей стране грязная, но она была до этого предложения хотя бы публичной. Были черные технологии, были взятки, но выборы все-таки проходили. Предложение же Путина означает, что выбор из публичной сферы перейдет в подковерную.
Очевидно, что такая схема в случае ее введения только увеличит коррупцию. Одно дело тратить деньги на черный пиар или на белый. Совсем другое – тупо носить мешки в Кремль. Если схема утверждения губернаторов будет утверждена, мы вновь вернемся в Советский Союз или Китайскую Народную Республику. То есть отбор президентом губернаторов будет по принципу: кто чей родственник, у кого связи, кто с кем договорился.
Между тем все равно местные элиты будут разводить кремлевских чиновников. Поскольку президент физически не в состоянии сам знакомиться с каждым претендентом из местной элитой. Это, кстати, значительно упрощает жизнь местной элите, которая сегодня тратится на попытку захвата местных СМИ, предприятий для своего влияния и получения губернаторского кресла. После принятия такой схемы будет важно просто иметь своих людей в Кремле. Такое предложение означает полное отсутствие идей в Кремле. Просто ребята уже не знают, что придумать. Других вариантов у меня нет».
Георгий Сатаров, глава фонда «Индем»:
— Идея утверждать губернаторов по представлению президента абсолютно антиконституционная, нарушающая активное избирательное право граждан, прописанное в статьях 3 и 55 Конституции (не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина). В предложении Путина как раз идет речь о посягательстве на активные конституционные права граждан. Получается, что между избирателями и губернатором появляется промежуточное звено – президент. Но у него один избирательный мандат, а у губернатора – другой. Сегодня же губернаторы, как бы они ни были разнообразны, чувствуют некую зависимость от избирателя. Если такой закон будет принят, будет сделан еще один шажок к бездарной и беспомощной диктатуре власти. Мне кажется, что, перед тем как произносить такие вещи, можно было бы спросить у населения хотя бы в форме социологического опроса. Конечно, поскольку закон обратной силы не имеет, все губернаторы досидят до конца срока. А там, кто знает, как в той пословице, может, ишак к тому времени сдохнет.