В среду на пресс-конференции в Саратове областной вице-губрнатор Сергей Лисовский заявил, что Саратовский авиационный завод может перейти в собственность научно-производственной корпорации «Иркут». По его словам, он сам лично участвовал в предварительных переговорах с руководством «Иркута» о продаже САЗ.
Но пресс-секретарь «Иркута» Елена Федорова не подтвердила эту информацию «Газете.Ru». По ее словам, сегодня корпорация контролирует 20% акций завода и пока не собирается увеличивать свою долю или даже полностью выкупать САЗ. «Акции Саратовского авиазавода нам принадлежат через ОКБ имени Яковлева, которое недавно вошло в состав «Иркута», — отметила госпожа Федорова.
Между тем глава корпорации Алексей Федоров этим летом заявлял, что «Иркут» намерен купить один из заводов в европейской части России.
Компании нужны дополнительные производственные площадки для расширения гражданского авиастроения. Она планирует производить 45% российских машин в кооперации с одной из ведущих западных корпораций — канадской Bombardier.
По словам господина Федорова, канадцы собираются подключиться к совместной разработке двух ОКБ — имени Яковлева и имени Ильюшина — ближнесреднемагистральному МС-21 (он создается для замены Ту-154Б, Ту-154М и Як-42 — «Газета.Ru»).
На заявление Алексея Федорова о намерении купить один из российских авиазаводов рынок отреагировал различными предположениями. В числе возможных претендентов на покупку «Иркутом» называли самарский завод «Авиакор» и ульяновский «Авиастар». Но официального подтверждения или опровержения этих предположений «Иркут» не дает.
Известно пока лишь, что корпорация анализирует состояние нескольких отечественных самолетостроительных предприятий. Ожидается, что окончательно она определится с предметом покупки к концу текущего года. Саратовские власти надеются, что «Иркут» заинтересуется именно САЗом. Сергей Лисовский говорит, что совет директоров уже обсуждал возможную сделку с «Иркутом» и «положительно отнесся к перспективе вхождения предприятия в состав корпорации».
Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики отрасли сошлись во мнении, что покупка именно САЗа выглядит наиболее логичной:
«Раз у «Иркута» уже есть доля в Саратовском авиазаводе, то нужно его и покупать. Кроме того, корпорация вряд ли сможет позволить себе слишком дорогую покупку. И в этом смысле САЗ подходит как никто другой».
У завода сейчас почти нет профильных заказов. По сведениям «Газеты.Ru», в этом году он должен выпустить лишь один Як-42 и один отремонтировать. В основном же САЗ занимается производством товаров народного потребления. Например, этим летом там собрали первую отечественную подметально-уборочную машину «Магистраль-С» — аналог шведской уборочной техники Broadway стоимостью 2 млн руб.
А в начале сентября губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков заявил, что готов передать САЗ в хорошие руки: «В ближайшее время мы проведем собрание акционеров авиационного завода, где соберем блокирующий пакет акций и, думаю, сумеем передать правительству РФ». Сомнительно, что российское правительство готово принять такой подарок, а вот привлечение «Иркута» в качестве стратегического инвестора и главного акционера — более реальная задача.