По предварительным оценкам экспертов, в 2004 году государственные и частные компании потратят $41 млрд, чтобы защитить свои компьютеры от спама. «Ваш почтовый ящик может быть наполовину забит электронными сообщениями, которые вы никогда не хотели видеть», — отмечает Жан-Жак Сишель, руководитель отдела по связям с общественностью департамента торговли и промышленности Великобритании.
«Антиспамовый закон, который, как я понимаю, уже в ближайшее время будет принят в Китае, — настоящий прорыв в борьбе со спамом», — заявил господин Сишель на конференции по новейшим технологиям, которая проходила в Пекине. Китайские законодатели действительно очень спешат с принятием этого закона, и их вполне можно понять: половина электронных сообщений, которые приходят в Китай, — спам.
По данным ООН, общемировая ситуация с несанкционированной рассылкой еще хуже. В 2001 году на спам приходилось всего 8% электронных сообщений, в 2004 году этот показатель увеличится в 8 раз — 67%.
По словам Жан-Жака Сишеля из британского департамента торговли и промышленности, убытки английских фирм от спама ежегодно составляют 460 фунтов ($817) на каждого сотрудника.
По оценке компании Sophos, крупнейшего производителя антивирусных и антиспамовых программ, среди стран — распространителей спама Китай занимает третье место (11,62%) после США и Южной Кореи.
Игорь Ашманов, руководитель компании «Ашманов и Партнеры», одного из ведущих российских разработчиков систем лингвистического анализа и технологий противодействия спаму, заявил «Газете.Ru»: «В России сейчас на спам приходится 70–80% писем (в 2003 году было 60–70%). Убытки от такого рода рассылки очень сложно подсчитать, в прошлом году мы их оценивали в 100–200 млн евро, в этом году эта цифра будет процентов на 20 больше». Эти цифры подтверждаются данными крупнейших российских почтовых служб Yandex и Mail.ru.
Примерная доля спама среди получаемых в России электронных сообщений.
Для отдельных адресов эта цифра может доходить до 100%. Основному удару подвергаются адреса электронной почты, которые находятся в открытом доступе (форумы, доски объявлений и т. д.) и легко доступны спамерам, ищущим новые адреса в интернете. Спам-активность в России очень высока, спам используется большим количеством компаний — как для разовых акций, так и в рамках долгосрочных маркетинговых программ.
«Спам-индустрия России работает как на местный рынок так и выступает в качестве подрядчика для зарубежных заказчиков. По моим данным, в качестве подрядчика Россия занимает позицию во второй десятке, ее доля в рейтинге стран, распостраняющих спам, не более 0,1%», — говорит Константин Листратов, директор по маркетингу и связям с общественностью ЗАО «Арбатек», которое активно борется против спама.
Законопроекты, призванные пресечь рассылку спама, сейчас рассматриваются Мосгордумой и Госдумой, но господин Ашманов считает, что существует более эффективные методы борьбы со спаммерами. «Если антиспамовое законодательство все-таки будет принято в нашей стране, необходимо провести несколько крупных процессов, но нет уверенности, что они испугают распространителей спама. Так, в США прошло несколько таких процессов, но количество спама после них не уменьшилось. Но более эффективным средством могут оказаться процедурные методы по проверке отправителя и всевозможные фильтры», — уверен эксперт.