Обычно в августе по сравнению с июлем намного меньше людей покупают мобильные телефоны и становятся абонентами, утверждают представители исследовательской компании AC&M-Consulting.
Но в этом году последний месяц лета выдался ударным для российских операторов сотовой связи: вместе им удалось подключить 3,1 млн человек — на МТС пришлось 1,502 млн, на «Би Лайн» --1,17 млн, а на «МегаФон» — всего 749 тыс.
$$$$$$«Би Лайн», который с начала года наращивал продажи в регинах, в августе обошел МТС и в Москве, набрав 226 тыс. новых абонентов. «МегаФон» благодаря своему новому тарифу Fix, по которому оплачивается только соединение, почти догнал МТС по числу подключений — соответственно 177 тыс. и 185 тыс. человек.
Реванш «Би Лайна» в Москве Антон Погребинский, аналитик AC&M-Consulting, объясняет цикличным эффектом. «Помимо интересных для потребителя маркетинговых инициатив «Би Лайна» (например, появление нового тарифа «Би+Бум», предлагающего низкие цены за длинные разговоры — «Газета.Ru») есть и другой фактор, — уверен эксперт. — «Би Лайн» и МТС в течение 5–7 месяцев по очереди сохраняют за собой лидерство в Москве, а потом уступают его конкуренту».
Оксана Панкратова, аналитик исследовательской компании iKS-Consulting, придерживается другого мнения: «Смена лидера по подключениям в Москве — чистая случайность. Все зависит от маркетинговой политики. Я думаю, что через пару месяцев это противостояние сойдет на нет и они будут владеть равными долями рынка».
«В Москве рост подходит к концу, — соглашается с госпожой Панкратовой Алексей Яковицкий, аналитик «Объединенной финансовой группы». — МТС и «Би Лайн» будут делить первое место, «МегаФону» достанется незначительная доля рынка».
Российские операторы прекрасно понимают, что бум сотовой связи постепенно спадает, и уже не ждут удвоения абонентской базы, как это было в последнее время.
Для продолжения бешеного роста они устремляются в соседние государства — страны СНГ.
«Би Лайн» последним вылез за пределы России и купил в августе казахский оператор «Кар-Тел» за $350 млн, добавив в свою копилку еще 600 тыс. абонентов.
МТС с 895 тыс. абонентов уже почти вернули себе первое место в Белоруссии: у ее основного конкурента Velcom клиентов больше всего на 5 тыс. В начале августа МТС еще прикупили за $250 тыс. узбекского оператора Uzdunrobita c 250 тыс., поэтому российская компания работает уже в 4 странах СНГ (на Украине она представлена своей 100-процентной дочкой UMC).
В августе только «МегаФон» не отметился покупкой, а его таджикский TT-Mobile подключил всего 1,12 тыс. абонентов.
По оценкам iKS-Consulting, доходы от сотовой связи в первом полугодии 2004 года в России составили $3,31 млрд. При этом 11% от этой суммы ($360 млн) приходится на дополнительные услуги (SMS, MMS, мобильный интернет).
«Такой пик притока абонентов объясняется тем, что компании запустили много новых сетей этим летом», — считает Константин Чернышев, старший аналитик ИК «НИКойл»
Господин Чернышев полагает, что уже в начале следующего года «Би Лайн» (у которого 18,48 млн абонентов) догонит МТС (20,03 млн) по числу абонентов в России. Алексей Яковицкий из «Объединенной финансовой группы» уверен, что это произойдет не скоро. «Лидерство «Би Лайна» по подключениям в регионах объясняется тем, что это новая компания, новый брэнд, которого там раньше не видели. МТС и «Би Лайн» сохранят за собой первое и второе место, потому что обладают безграничными ресурсами — по $1,5 млрд в год. В отличие от них «МегаФон» только сейчас дорос до евробондов, но и этого не хватает для удовлетворения спроса».