Такого стены бывшего Английского клуба еще не видели. На них повесили живопись, которая вызывает одну стойкую ассоциацию: есть такая всем известная картинка с обедающими за столом собаками – эталонный образец грубого кича. Светские дамы в вечерних платьях, с собачьими головами, лапами и, видимо, характерами, на полотнах Лизы Лидо выглядят прямым продолжением той всенародно любимой картинки. С той лишь разницей, что главные персонажи – сплошь суки.
Разница эта оказывается достаточной, чтобы банальности, сказанные с феминистическим пафосом и сюрной подачей, превращались в объекты искусства. Женщина, нарисованная с кастрюлями на голове, ребенком у груди и коровой рядом в качестве изящного намека – готовый символ. «Женская работа никогда не кончается» — гласит название.
Затем пафос сменяется на экологический: «Спасти реки и потоки», «Спасти океан», «Смотрите, что происходит с дождевым лесом» — взывают раскрашенные пластиковые манекены. На изгибах половинки женского манекена приблизительно нарисовано море, из него вырастают три объемные руки – нефтяные вышки. Название отличается такой же плакатной, шершавой прямотой – «Спасти побережье».
Но это еще не все. Далее – наркотики, курение, потребительский мирок – эти темы будто бы дожидались разящей кисти Лизы Лидо. В своей бескомпромиссной борьбе, в сюжетах и прямолинейных способах их воплощения художница достигает такой степени наивности, что оказывается почти за гранью оценок. Ошеломляющая банальность воплощается так непосредственно, с такой махровой кичевой слащавостью, что чувство сострадания к художнику оказывается сильнее инстинктов критика.
Выставку американской художницы Лизы Лидо привезла и выставила в стенах Музея современной истории России (бывший Музей революции) галерея «Дом Нащокина». Потомок рода Долгоруких, основателей Москвы, Лиза, в замужестве Лидо, жила себе в США, рисовала, но однажды встретилась с Сальвадором Дали. Благословение сумасшедшего мистификатора стало для нее путевкой в салонный сюрреализм. Если верить устроителям, то «выставки Лизы Лидо с огромным успехом проходили в Париже, Женеве, Риме, Берлине…», кроме того, инсталляция «Шахматные этюды» вошла в книгу рекордов Гиннесса как «самый оригинальный проект в истории современного искусства». Это чудо, сравнимое с подвигами по поднятию тяжестей, глотанию сосисок, плевкам в длину, москвичи могут увидеть воочию.
Барабанная дробь. Впервые на арене! 32 фигуры в человеческий рост на шахматной доске 8 на 8 метров – кульминация и полный апофеоз. Расписные манекены разделены на «команды» по половому признаку и представляют, конечно, противостояние полов. Эти пластмассовые коры и куросы подверглись псевдосюрреалистической раскраске, обрели шахматные титулы и напыщенные философско-поэтические пояснения: «Слон-женщина. Она стоит между священными арками разрушенного храма, но вера уже давно покинула ее».
Если вам этого мало, то посмотрите еще «Тайную вечерю», составленную из женских манекенов, и «Клонирование», созданное тем же способом.
Музей современной истории России, ул. Тверская, 21. «Вечные игры» – до конца октября.