Бровки домиком, потерянный вид, безжалостные рефлексы – главный шпион последних лет Джейсон Борн снова с нами. Вряд ли Роберт Ладлем, придумавший Борна много лет тому назад, предполагал, что подлинную актуальность его агент с потерянной памятью обретет в виде сироты в мешковатых штанах. Впрочем, даже после предыдущей части киноистории «Идентификация Борна», трудно было предположить, во что она разовьется. «Превосходство Борна» (The Bourne Supremacy) стало полной неожиданностью.
Отбившийся от всех врагов Борн — Мэтт Дэймон — проживает в Индии, на побережье океана со своей Франкой Потенте, и пытается потихоньку вспомнить все – память к бывшему агенту ЦРУ так и не вернулась. Тем временем в Берлине при совершении сделки о покупке секретных данных убиты сотрудники американской спецслужбы, данные и деньги похищены, а на взрывателе несработавшей бомбы найдены отпечатки Борна. Но и этого мало – те же люди, что похитили деньги и документы, посылают убийцу в Индию. Но его жертвой становится бедная Франка, сам Борн ускользает от преследования и начинает собственное расследование, которое приведет его через Берлин на улицы Москвы.
В «Идентификации Борна» все победило стремление режиссера Дуга Лимана к изяществу – снежные улицы, романтическая Франка Потенте, выпавший из гнезда птенец Мэтт Дэймон, похожий то ли на Малыша из «Карлсона», то ли на котика из «Шрека», в сочетании с общей слезливостью сценария превратили фильм в меланхоличный туристический проспект.
Постановщик «Превосходства Борна» с красивой фамилией Гринграсс – персонаж куда более суровый. Долгое время пробавляясь телевизионными проектами, он взял да и поставил «Кровавое воскресенье» — картину о расстреле демонстрации в Ирландии, и получил главный приз на Берлинском кинофестивале. За «Борна» Гринграсс взялся жестко и энергично.
Для начала он пристрелил нудную Потенте, которая совершенно напрасно рассталась с Томом Тыквером. После этого он вдохнул поглубже, и, кажется, не выдыхал, пока не закончил съемки. Бешеный ритм устроенной Гринграссом молотилки с невероятной скоростью перемалывает географию, заговоры и ландшафты. Действие перемещается по всей планете, чтобы достигнуть кульминации в безумной, разносящей город вдребезги, погоне по московским улицам и утихнуть в маленькой квартире, где героиня очень уместной Оксаны Акиньшиной, дочери убитого русского дипломата, узнает подлинную историю смерти своих родителей.
А в промежутке между Акиньшиной и Потенте будет разыгрываться удивительная пьеса. Лишившись связи с породившей его системой, Борн превратился в свободный радикал, функционирующий в теневой стороне социальной действительности. Нормальный человек замирает в оцепенении перед необходимостью заполнить счет за электричество или, отстояв очередь, получить бумажку у надменного скользкого бюрократа. У Борна знание о принципах работы социальной машины ушло из пораженной памяти в рефлексы – он двигается, просто не замечая бесчисленных барьеров, на которые ежечасно наталкиваются люди.
Таможни, транспорт, кредитная система, службы безопасности – все это превращается в неряшливую, пронизанную множеством дыр операционную систему действительности, в которой Борн перемещается как опытный хакер. Оторванный от любого сообщества, лишенный идеологических императивов, со своими бровками домиком и единственным желанием – чтобы его оставили в покое, Джейсон Борн Мэтта Дэймона перестал быть карикатурой и превратился в эскизный набросок героя современности, каким был когда-то, скажем, Грязный Гарри.
Впрочем, дальше эскиза дело не пошло. Возможно все эти смыслы родились случайно, а затея Гринграсса была куда скромнее – сделать героем фильма непрерывное движение. Что ему вполне удалось. Попутно, однако, родился прихотливый мир, холодный, лишенный моральных ориентиров – просто бешено вращающиеся колеса, которые наматывают на себя человеческие жизни. Не так уж мало для коммерческого блокбастера, снабженного некоторым количеством русско-индийской клюквы.