Сейчас российский рынок авиаперевозок растет в среднем на 15% в год и, как говорят в Федеральном агентстве воздушного транспорта, по итогам 2003 года составил 30 млн человек. По итогам 2004 года глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько предполагал рост пассажиропотока на 20% или до 36 млн человек.
Эксперты уверены: катастрофа на объемах авиаперевозок если и скажется, то незначительно.
«Может случиться так, что темпы роста объемов авиаперевозок немного упадут, но насколько сильно — предсказать невозможно. Совершенно точно, что эффект должен быть ниже, чем на Западе в аналогичных случаях, — заявил «Газете.Ru» транспортный аналитик Сергей Донской из ИК «Тройка Диалог». — Разница в том, что на Западе летают много, в том числе для удовольствия. В России же летают вынужденно. К тому же в большинстве случаев нет никаких альтернатив авиатранспорту. Да и население наше плохими новостями трудно напугать».
Независимый авиационный аналитик Леонид Заварский соглашается: «В тех же США, когда произошел теракт, местные СМИ подняли такой вой! В том числе и поэтому на рынке авиаперевозок произошел кризис. У нас же почти нет людей, способных квалифицированно закатить истерику. Наш народ не запугать». По мнению эксперта, все дело в российском менталитете и иррациональности: «Вот смотрите: после терактов в Турции российские туристы не перестали туда летать».
Тем не менее в самих авиакомпаниях не исключают всплеск авиафобии и падение перевозок на этом фоне.
В авиакомпании «Сибирь» немедленно предложили пассажирам, купившим билеты на любой из рейсов, сдать их в кассы без штрафных санкций в срок до 28 августа. Обычно при возврате билетов перевозчики удерживают с пассажиров от 10 до 100% стоимости, в зависимости от срока сдачи проездных документов.
На рынке пока не берутся прогнозировать, сколько человек решит воспользоваться этим предложением. «Повальной сдачи билетов не отмечаем, но ведь еще и одного дня с момента аварии не прошло», — заявил «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы «Сибири» Евгений Филянин.
В силу геополитических условий в России катастрофы двух лайнеров пока не привели, да и вряд ли приведут к существенным перетокам пассажиров с авиационного на иные виды транспорта, в том числе железнодорожный.
По крайней мере, в ОАО «Российские железные дороги» отмечают, что предыдущие авиапроисшествия в России не добавили клиентуры железнодорожникам. Поэтому РЖД пока не торопится вводить дополнительные поезда для паникующих россиян.
«О таких планах мне пока ничего не известно. Сейчас ситуация с билетами, в том числе и на южных направлениях, нормальная. Дефицита нет. Билет можно купить спокойно, в любой кассе, практически без очереди», — заявил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы ОАО РЖД Антон Шаповалов.
Таким образом, проблемы могут возникнуть разве что у авиакомпаний, чьи самолеты разбились в ночь со вторника на среду, если клиенты сбегут от них к конкурентам.
Но особой конкуренции межу российскими авиаперевозчиками нет, так что и такой вариант на рынке оценивают как маловероятный. Теоретически возможно, что авиационные власти по итогам расследования могут приостановить деятельность авиакомпаний, если их вина будет доказана. Но и это маловероятно. Леонид Заварский отмечает: «По примеру прошлых катастроф можно предположить, что
если запретят работать «Волге-авиаэкспрессу», то этого никто не заметит — это маленькая региональная компания. У «Сибири» вряд ли отзовут лицензию и сертификат эксплуатанта.
Дело в том, что оба самолета находились на грани исчерпания летного ресурса. Ту-154 «Сибири» был произведен в сентябре 1982 года, но регулярно проходил техобслуживание, а Ту-134 — вообще 1977 года выпуска.
«Государство вряд ли захочет поднимать тему изношенности авиапарка и неспособности отечественного авиапрома производить пригодные для коммерческой эксплуатации самолеты. Ведь той же «Сибири» через два года летать будет не на чем», — объясняет Заварский благосклонность авиационных властей.
Минтранс РФ уже заявил, что до окончания расследования не будет вводить каких-либо ограничений деятельности компаний «Волга-авиаэкспресс», «Сибири» и аэропорта Домодедово, из которого вылетели оба самолета. Федеральная служба по надзору в сфере воздушного транспорта не имеет в настоящее время никаких претензий к работе этих структур. Какое-либо решение может быть принято только после полного окончания расследования обеих авиакатастроф (а такие расследования длятся месяцами, если не годами).
Уже понятно, что не обанкротят перевозчиков и возможные иски о возмещении морального ущерба. Адвокат Игорь Трунов из московской Центральной коллегии адвокатов не считает, что семьям погибших не удастся отсудить серьезные компенсации у перевозчиков.