Неудивительно, что в Америке выход полнометражного фильма про рыжего кота Гарфилда стал грандиозным событием. Гарфилд значит для американца то же, а может, даже и побольше, что для россиянина кот Матроскин. С ним прошло детство, его знают все, это любимейший персонаж миллионов телезрителей, как говорят в таких случаях. Комиксы про ленивого кота-сибарита впервые появились 25 лет назад. В 80-е мультсериал «Гарфилд и его друзья» получил несколько премий за анимацию, был признан лучшим мультсериалом Америки, семь лет он был самой популярной субботней телепрограммой. Бенефиса толстой ленивой скотины на большом экране ждали с нетерпением.
И он явился, как обычно, наглый, самодовольный, словоохотливый и циничный. Только на этот раз Гарфилд — не оживленный рисунок, а компьютерная программа. В новом фильме анимационным сделали только кота, остальные персонажи – и люди и животные – натуральные, лишь мимика зверей иногда прорисована компьютером. От этого возник странный эффект — получилось, что яркий, бодрый кот оказался в мире каких-то унылых и невыразительных сомнамбулических существ. Гарфилда сделали звездой на фоне статистов, и только его выкрутасы заставляют следить за в общем-то довольно тривиальным сюжетом.
Хозяин Гарфилда Джон Арбакл, влюбленный в одноклассницу, ставшую ветеринаром, чтобы угодить подруге, берет домой песика Оди. Песик туп, но обаятелен. Гарфилд в пять минут обучает собаку плясать под хип-хоп и тем самым делает ей карьеру. Оди становится любимцем хозяина, выступает на собачей выставке и привлекает внимание злого ведущего дог-шоу, который предлагает Арбаклу сделать из Оди телезвезду.
Глупый пес убегает из дома и оказывается в руках изувера-телеведущего, и Гарфилд, презрев уют, отправляется собаку спасать. Ну и, разумеется, по пути находит многочисленных соратников, которые помогают ему проучить деятелей шоу-бизнеса.
Главное достоинство фильма, конечно же, не сюжет, а болтовня Гарфилда. В американской версии голосом Билла Мюррея, а в нашей Олега Табакова кот без умолку рассуждает об окружающей действительности и о себе. Причем по большей части с самим собой, поскольку достойного персонажа, с которым можно было бы перекинуться хоть парой слов, ему так и не суждено встретить.
В веселом детском мультике неожиданно обнаружился непредусмотренный смысловой поворот. Если оставить навязанные фильмом условности и по сути разобраться, что происходит, то выясняется, что Гарфилд живет в чужом и скучном мире диснеевского типа с умильными собачками, славными людишками и гротескными негодяями. Сам же Гарфилд – существо совсем другой породы и совсем из другого сказочного мира. У него есть ум, шарм и здоровый цинизм. Его место скорее среди персонажей «Шрека» — тамошний Осел был бы для него самым достойным собеседником. А так Гарфилд – потерянная среди идиотов душа, заточенная в жирную тушу. Взыскующий от мира лишь покоя и комфорта, он участвует в энергичных погонях, поет блюз и танцует в одиночестве под незабвенное I Feel Good, побуждаемый к действию тем же романтизмом под маской циника, что двигал Филиппом Марлоу и Пери Мейсоном. Подобно Матроскину, он философ здравого смысла, стоик-обжора, ленивый истребитель чудовищ. Настоящий народный герой, которому не повезло оказаться втянутым в посредственный голливудский сюжет.
Поучиться лени и философскому обжорству можно с 26 августа практически в любом кинотеатре.