Как сообщило рано утром агентство «Интерфакс», на пропавшем в Ростовской области Ту-154 сработала сигнализация о захвате воздушного судна. Официально эту информацию репортерам никто не подтвердил, однако они ссылаются на источник «в одной из властных структур». Эта информация соотносится с показаниями очевидцев падения другого самолета — Ту-134, который упал тремя минутами ранее в 800 километрах западнее, в Тульской области. Сотрудники МЧС передали их слова о том, что падению предшествовал сильный взрыв.
Таким образом, версия о теракте становится основной.
Пока еще не прояснены все детали двойной трагедии в российском небе (например, по сообщению «Интерфакса» SOS был подан в 23.04, хотя ранее считалось, что самолет исчез с экранов радаров в 22.59).
Вот что происходило сегодня ночью в аэропорту Домодедово, откуда с интервалом в 40 минут вылетели оба самолета и в небе над Тульской и Ростовской областями.
Два самолета — Ту-134 под Тулой и Ту-154 под Ростовом — разбились практически одновремено. Первый из них упал в 22 часа 56 минут, второй — через три минуты. Оба эти самолета вылетели из московского аэропорта Домодедово едва ли не друг за другом.
Первый — Ту-134 компании «Волга-Авиаэкспресс» — вылетел в Волгоград примерно в 22.30. На его борту находились 34 пассажира и 8 членов экипажа. Самолет, судя по всему, уже успел набрать высоту и вышел на так называемый «эшелон», то есть перешел к самому безопасному, с точки зрения статистики авиационных катастроф, этапу полета. Однако в районе деревни Бушелаки Тульской области (180 км от Москвы) на борту что-то произошло и связь с самолетом прервалась. Больше она не восстановилась. Во втором часу ночи региональное отделение МЧС по Тульской области сообщило, что «найдена хвостовая часть упавшего самолета» и что «живых людей не обнаружено». Согласно заявлению этого же источника, очевидцы утверждают, что падению самолета «предшествовал сильный взрыв».
Второй погибший за эту ночь самолет вылетел из аэропорта Домодедово на 40 минут раньше. По расписанию, рейс 1047 Москва--Сочи авиакомпании «Сибирь» должен был взлететь в 21.25. Однако небольшие задержки с вылетом самолетов случаются постоянно, и, скорее всего, этот самолет поднялся в воздух примерно в 21.40. В Домодедово на борт поднялись 38 пассажиров. В состав экипажа входило 3 летчика и 5 бортпроводников.
Таким образом, минувшей ночью погибли 88 человек: 42 под Тулой и 46 — под Ростовом.
Летевший в Сочи самолет упал в 138 км от Ростова, и сведений о нем меньше, чем о первом самолете. Спасатели пока не добрались до места катастрофы, и никакие обломки еще не найдены. Обнаружен лишь «очаг возгорания». Однако этот самолет также находился на самом «спокойном» участке полета — до места посадки оставалось еще почти 400 км и самолет даже не приступил к снижению.
Российские власти стандартным образом отреагировали на это чрезвычайное происшествие — президенту Путину доложили, тот велел начать расследование, позже правоохранительные органы доложили об усилении мер безопасности в аэропортах страны.
Каких-либо особых мер со стороны правоохранительных органов до часу ночи замечено не было. Как передал из аэропорта Домодедово корреспондент «Газеты.Ru», между полночью и часом ночи из Домодедово улетала последняя «волна» рейсов, преимущественно на восток страны. После двух часов ночи интенсивность вылетов падает почти до нуля, и, наверное, поэтому руководство аэропорта не закрыло его.
А судя по характеру катастроф, именно аэропорты будут основным местом расследования. Последние несколько часов жизни «волгоградского» самолета (который разбился под Тулой) известны почти наверняка: он прилетел в Москву около 9 часов вечера и провел на стоянке всего полтора часа. «Сочинский» самолет (упавший под Ростовом) также находился в Домодедово. У авиакомпании «Сибирь» также есть рейс из Волгограда. Самолет Ту-154 из этого города прилетел в Москву 24 августа утром. Однако пресс-секретарь компании Евгений Филянин заявил «Газете.Ru», что разбившийся самолет с бортовым номером 85556 не был 24 августа в Волгограде.
Таким образом, если версия теракта будет признана убедительной, под подозрением окажутся все службы (и технические, и обслуживающие пассажиров) аэропорта Домодедово и других портов, где были эти самолеты в последнее время
Официальной информации от аэропорта Домодедово, а также от авиакомпаний «Волга-Авиаэкспресс» и «Сибирь» довольно мало — сказываются ночное время и масштабы трагедии. Руководство Домодедово лишь заявило, что «оно проводит экстренное совещание», а авиакомпания «Сибирь» сообщила формальные данные о погибшем самолете и открыла горяую линию для родных и близких погибших (телефон — 8 800 200 000 7; телефоны горячей линии компании «Волга-Авиаэкспресс» — 8 8442 317565 и 8 8442 317053).
Филянин сообщил, что «специалисты компании не выдвигают никаких версий», но тем не менее, признал, что «в настоящее время готовится справка для СМИ по схеме взаимодействия различных аэропортовых служб со службой безопасности самой авиакомпании». По его словам, контроль за пассажирами, обслуживание техники — все эти вопросы относятся к компетенции наземных служб аэропорта.
Две катастрофы в одной стране, в одну ночь — чрезвычайно редкое происшествие. Последний раз такое было 11 сентября 2001 года в США, когда в Нью-Йорке с разницей в несколько минут два захваченных террористами самолета врезались в здания Всемирного торгового центра, еще один протаранил здание Пентагона, а последний упал в пустынной местности.
В этом свете иначе смотрится вечерний взрыв в Москве. В 19.43 был взорван стеклянный павильон автобусной остановки на Каширском шоссе — примерно на половине пути между центром города и аэропортом. По официальным данным, пострадали 4 человека, а любые сведения о погибших городская милиция опровергает.