Четвертая по объему перевозок в России UTair (Ханты-Мансийский АО) была одной из немногих авиакомпаний первого эшелона, до сих пор не поглощавших других перевозчиков.
До последнего времени структура предпочитала стратегию «выдавливания» конкурентов с интересующих ее региональных рынков.
В прошлом году, например, «Тюменские авиалинии» были объявлены банкротом, поскольку не выдержали конкуренции с UTair на линии Тюмень-Москва и по внутритюменским направлениям.
И хотя руководство компании никогда не отрицало возможности покупки региональных перевозчиков при условии приемлемого соотношения цены и качества активов, до конкретных сделок не доходило. И вот в прошлом месяце гендиректор UTair Андрей Мартиросов заявил журналистам, что близка к завершению сделка по покупке регионального перевозчика. Как сообщил «Газете.Ru» источник в наблюдательном совете компании, пожелавший остаться неназванным,
UTair заканчивает оформление слияния с ОАО «Комиинтеравиа» из Сыктывкара.
Бывшие и новые владельцы «Комиинтеравиа» официально не подтверждают факт совершения сделки и уж тем более не раскрывают ее параметры. Андрей Мартиросов заявил «Газете.Ru»: «Владельцы нескольких региональных перевозчиков обращались к нам с предложениями о покупке. И, как вы знаете, одно из них нас очень заинтересовало. Оформление сделки уже в заключительной стадии, но до его полного завершения мы не хотели бы раскрывать ее участников и подробности. Мы будем готовы все рассказать в начале сентября».
Источник «Газеты.Ru» в наблюдательном совете UTair на условиях анонимности согласился раскрыть некоторые детали сделки. По его словам,
«Комиинтеравиа» куплена примерно за $10 млн у фирмы «Комиинтеравиа-Москва» (по некоторым сведениям, аффилированная с менеджментом авиакомпании. – «Газета.Ru»), которая ранее консолидировала 100% акций сыктывкарского перевозчика.
Если это действительно так, то «Комиинтеравиа» досталась UTair весьма недорого. Для сравнения, примерно в такую же сумму UTair обходится покупка трех турбовинтовых самолетов ATR-42. Получается, что за столь скромные деньги UTair приобрела не только маршрутную сетку «Комиинтеравиа», но и принадлежащий сыктывкарской компании самый большой в России парк самолетов Ту-134, состоящий из 23 бортов, а также мощную авиационно-техническую базу (АТБ) по обслуживанию этих машин.
Именно эта база, судя по всему, и стала главной причиной покупки «Комиинтеравиа».
UTair проводит реструктуризацию управления своими активами, превращаясь в группу компаний: она уже выделила в отдельные юридические лица финансовое и лизинговое направление своей деятельности – ООО «UTair-Финанс» и ООО «UTair-Лизинг». Та же судьба ждет вертолетное подразделение. Уже создано дочернее предприятие в ЮАР – UTair South Africa, аналогичная работа ведется в одной из стран ЕС.
Кроме того, планируется объединить в самостоятельную компанию все авиационно-технические и ремонтные активы UTair (в частности, базы по обслуживанию самолетов в аэропортах Сургута и Тюмени, а также тюменский завод № 26 по ремонту вертолетов семейства «Ми». – «Газета.Ru»). В это дочернее предприятие и войдет, вероятнее всего, техническая база в Сыктывкаре.
Сами же самолеты Ту-134 и маршрутная сетка «Комиинтеравиа» будут переданы в UTair, в итоге сыктывкарская авиакомпания исчезнет как юридическое лицо.
Таким образом, пассажиропоток UTair увеличится в среднем на 200 тыс. человек в год. К тому же она не будет испытывать недостатка в машинах, если решит открыть новые маршруты, а наличие еще и собственной базы по техобслуживанию этих машин позволит ей продержаться до 2008 года – крайнего срока серийного производства Russian Regional Jet (RRJ, совместный проект Гражданских самолетов «Сухого» и американской самолетостроительной корпорации Boeing. – «Газета.Ru»). UTair планирует закупить по меньшей мере 20 таких машин для дальнейшей замены Ту-134.