«Китай заинтересован в участии в аукционе по продаже «Юганскнефтегаза», — заявил Фан Чуньюн журналистам на пресс-конференции по итогам визита делегации посольства в Ханты-Мансийский автономный округ.
«В этой ситуации главный вопрос — политика самой России в отношении иностранных компаний, позволит ли РФ иностранным компаниям участвовать в процессе покупки активов компании или нет, — сообщил представитель КНР. —
Естественно, если будут реальные предложения со стороны РФ, мы их будем рассматривать».
«А разве аукцион уже объявлен? — отреагирован на заявление Фан Чуньюна аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. — Впрочем, для Китая это абсолютно логично». КНР сейчас как никогда заинтересована в расширении сырьевой базы. Более того: именно ЮКОС является традиционным поставщиком нефти в Китай. Китайские власти, видимо, считают покупку добывающих активов ЮКОСа лучшим средством гарантировать стабильность дальнейших поставок.
Но вряд ли китайцев пустят на российский нефтяной рынок. «Государство не допустит участия китайских компаний в аукционе по «Юганскнефтегазу», — считает Мангилев. Прецеденты уже были, в том числе и в нефтяной сфере, напомнил аналитик.
Попытка китайской государственной нефтяной корпорации CNPC принять участие в аукционе по продаже «Славнефти», предпринятая в 2002 году, окончилась неудачей.
«Сегодня для Китая важнее российский газ, чем российская нефть», — заметил начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Однако в долгосрочной перспективе Китай будет все больше зависеть от импорта нефти. Поэтому стремление приобрести компанию, дающую около 1% мировой добычи, аналитик считает естественным и оправданным.
Покупка «Юганскнефтегаза» Китаем была бы выгодна и России, считают на рынке. «В геополитическом плане это позволило бы РФ лучше интегрироваться в экономику АТР и составить конкуренцию активно работающим на этом рынке американским компаниям», — пояснил Максим Шеин.
Однако аналитик считает такую сделку маловероятной. И дело не только в стремлении государства поставить нефтяную отрасль под свой контроль.
Помимо выгод, продажа крупной российской нефтедобывающей компании иностранцам таит в себе и опасности.
В частности, может оказаться, что российская нефть, добытая российскими компаниями, будет конкурировать на западных рынках с российской же нефтью, добытой китайцами. Поскольку возможности экспорта юганской нефти в Китай ограничены из-за отсутствия трубопровода, такой сценарий представляется вполне вероятным.
Очевидно, что построить собственный трубопровод из Нефтеюганска китайцам не позволят. Не станет этим заниматься и «Транснефть», сделавшая ставку на проект «Тайшет-Находка». Кстати, «Транснефть» должна возражать против продажи «Юганскнефтегаза» китайцам еще и по той причине, что такая сделка поставит под сомнение целесообразность ее дорогостоящего тихоокеанского проекта.
Предполагается, что по маршруту Тайшет--Находка будет ежегодно перекачиваться 55–60 млн тонн нефти. Основным ее источником должны стать добывающие предприятия Западной Сибири, из которых «Юганскнефтегаз» — самое крупное.
В случае его продажи китайцам можно уверенно говорить о том, что нужных объемов нефти, стоимость которой оценивается в $16 млрд, «Транснефть» не дождется.
Для китайского инвестора на первом месте будет стоять экспорт нефти на родину, а ответвление на Дацин в окончательном проекте «Транснефти» не предусмотрено.
Директор по аналитике и информации ИГ (организация запрещена в России) «Регион» Анатолий Ходоровский идею о том, что «Юганскнефтегаз» может быть продан китайцам, называет абсурдом.
По его мнению, это не нужно ни Китаю, ни России. «Китайцам можно продать ЮКОС, но не «Юганскнефтегаз», — заметил Ходоровский.
«Добывающее предприятие не может существовать обособленно, – объясняет эксперт. — У того же «Юганскнефтегаза» есть налаженные технологические связи, которые будут разорваны, если он превратится в обособленное предприятие».
Анатолий Ходоровский согласен с мнением, что продажа «Юганскнефтегаза» китайцам сделает их конкурентом российским нефтяным компаниям. Кроме того, иностранцы будут всеми силами стараться как можно больше нефти вывезти из страны, что крайне негативно отразится на и без того высоких ценах на бензин.
«Думаю, российская власть этого не допустит. Если Китай хочет иметь нефть, не обязательно бурить в каждом дворе по скважине», — заметил Ходоровский, намекая на имевший место во времена культурной революции прецедент, когда в каждом дворе выплавляли сталь.