Монотонный, как урчание экскаватора, кинопрокат, в сущности, довольно редко балует неожиданностями – триллер-хоррор-мелодрама-триллер. Яркие вспышки вроде каких-нибудь «Птиц», «Трио из Бельвиля» или «Воинов джунглей» случаются раз в год.
Анимационный «Меркано-марсианин» (Mercano, el marciano) в этом смысле не то что бы открытие, скорее удачная вечеринка посреди тусклой рабочей недели. Фильм, выросший из двухминутных мультиков, которые крутили на аргентинском музыкальном канале между роликами, выдает свое происхождение как навязчивым тинейджерским пафосом, так и изящной раскованностью.
Но главное его достоинство в другом – к привычной советской, американской или японской анимации «Меркано» никакого отношения не имеет.
Зеленый марсианин Меркано собрался выгулять свою собачку – нечто вроде ласковой трубочки на ножках, из которой торчит длинный розовый язык. Американский космический аппарат приземляется на Марсе и начинает впаривать аборигену нетленные истины вроде теоремы Пифагора. Но тому не до контакта: при посадке «Вояджер» оставил от песика лепешку. Взбешенный Меркано садится в свой старенький космолет и летит на Землю сводить счеты.
Но вместо «Войны миров» получаются «Отверженные».
Странник терпит аварию и становится бомжом в Буэнос-Айресе. От скуки он войдет в интернет и построит там виртуальный Марс. Но злобные корпорации похитят его идею и сделают из марсианских технологий источник дохода, а самого Меркано (которого станут называть Меркадо – «рынок») похитят для опытов. Справиться с глобалистами Меркано помогут его друг, сын директора корпорации, и компания немытых хиппи-леваков.
В конце Земля взорвется, и жалеть о ней никто не станет.
Подобный тоскливый сюжет вполне мог бы сделать Меркано аргентинским родственником Масяни. Уберегло инопланетянина от такой судьбы мрачное чувство юмора создателя картины Хуана Антина и великолепное чувство стиля его аниматоров. Буэнос-Айрес, похожий на Готтэм-сити после химической атаки, населенный бомжами, панками и грабителями, толстые полицейские, разрывающиеся от выстрелов бластера Меркана на тысячу кусков, Марс, похожий на цветущую колонию вирусов под микроскопом, – все это вызывает глубокую симпатию.
Но самое главное – сам Меркано. Озвучивал его режиссер, и звуки, которые издает пришелец, хочется повторять и повторять самому, невзирая на глубокое изумление официанток в кафе, близких и домочадцев.
Возможно, если так гулить, ухать, свиристеть и лопотать достаточно долго, можно и вправду почувствовать себя марсианином. Тогда все занудные антиглобалистские штучки, наполняющие картину, предстанут в ином свете: если бы бунтовщики в Генуе так же свиристели, давая понять полиции, что они люди не местные и просто хотят разобраться, какого черта происходит с этой планетой, антиглобалистское движение меньше походило бы на смесь туризма и спортивной площадки.
Впрочем, тем, кому предстоит выложить деньги за билет, важнее покажется другое. Столкновение с полноценным и свежим кинематографом страны, неизвестной ранее широкому зрителю иными достижениями, кроме сериалов, приносит чистую животную радость. Если достойный герильеро «Меркано-марсианин» появился на свет и даже добрался до экзотического российского проката, значит, в кинозалах, засаленных ширпотребом, будет меньше припахивать моргом.
Поучиться ухать, лопотать и гулить можно в кинотеатре «МДМ-кино» с 19 августа.