«Подписание документов серьезно продвинет вперед сотрудничество в нефтегазовой сфере между Россией и Украиной и выведет его на стратегический уровень», – говорится в официальном комментарии.
Изучение проекта соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли приводит к выводу, что оно – политическое дополнение к уже достигнутым между российским и украинским газовыми монополистами договоренностям.
Так, в проекте, который был одобрен российским правительством еще в октябре 2002 года и который с тех пор ожидал одобрения украинской стороны, предусмотрено создание совместного российско-украинского газотранспортного консорциума. Этому вопросу посвящена ровно половина из 14 статей документа.
Это положение перекочевало в него прямиком из аналогичного соглашения, заключенного в апреле 2002 года между Россией и Белоруссией.
Но если Белоруссия, которая обязалась создать совместное предприятие до 1 июля 2003 года, до сих пор успешно динамит и российские власти, и «Газпром», то
соответствующая российско-украинская структура уже, кажется, создана.
29 июля были подписаны документы о создании компании «РосУкрЭнерго», функции которого, согласно учредительным документам, аналогичны функциям прописанного в соглашении консорциума. Акции компании были поровну разделены между ее основателями – 100-процентной «дочкой» Газпромбанка и инвестиционным подразделением австрийского Raiffeisenbank. Не исключено, что в действительности австрийский банк действовал в интересах украинской стороны.
Кроме того, в среду появилась информация, что «РосУкрЭнерго» может продать часть своих акций, которая может достаться Украине, скажем, в счет оплаты газового транзита. Тем более что подписанные «Газпромом» и его украинским аналогом – НАК «Нафтогаз Украины» — документы предусматривают постепенное сокращение объемов газа, получаемых Украиной в качестве оплаты за транзитные услуги.
Также в проекте соглашения предусмотрено намерение «развивать долговременное сотрудничество в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации газопроводов, подземных хранилищ газа и других объектов инфраструктуры газового комплекса».
Еще в июне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер упоминал эту задачу в числе первоочередных для компании. Теперь это будет подтверждено на государственном уровне.
До сих пор ни одно из многочисленных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии в транспорте газа, заключенных Россией с западными соседями по СНГ, не удавалось воплотить в жизнь. Теперь, когда за дело с обеих сторон взялись бизнесмены, можно надеяться, что новые соглашения не постигнет та же судьба.
Что касается соглашения о транзите нефти, то его подписание откладывалось в связи с неопределенностью статуса нефтепровода Одесса--Броды. После того как «Укртранснафта» заключила с ТНК--ВР договор о реверсном использовании этой трубы, препятствия для заключения этого соглашения больше нет.
Политологи как в России, так и на Украине единодушно объявляют причиной неожиданной покладистости, которую украинская сторона проявляет в последнее время в переговорах с Россией, приближающимися выборами.
Уступки, на которые Украина идет в первую очередь по нефтегазовым договорам, они считают платой за поддержку на выборах премьер-министра Украины Виктора Януковича.
Поставки энергоносителей из России жизненно важны для экономики Украины. Топливно-энергетические ресурсы составляют 62% всего российского экспорта в эту страну. В частности, в 2004 году Россия в соответствии с межправительственными соглашениями поставит на Украину 22 млн т нефти, 5 млн т угля и 26 млрд куб. м газа. Поэтому слишком упорствовать украинским властям тоже трудно.
С другой стороны, для России энергетическое сотрудничество с республиками бывшего СССР – последний способ сохранить свое влияние на постсоветском пространстве. Недавно об успехах в этой области доложил Владимиру Путину председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. «Газпром» вернулся во все республики бывшего СССР», — с гордостью отрапортовал олигарх во время встречи с президентом.