Эксперты убеждены, что при сохранении нынешней динамики рождаемости и смертности правительство будет вынуждено вернуться к вопросу о повышении пенсионного возраста.
Согласно данным Госкомстата, население России трудоспособного возраста вымирает опережающими темпами.
Общая численность населения за последние 12 лет сократилась на 5 млн человек, а численность занятого — более чем на 12 млн человек.
Население стремительно стареет. По сравнению с переписью 1989 года средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил в 2002 году 37,1 года. Эта тенденция наблюдается во всем мире, но в России — особенно ярко.
Смертность трудоспособного населения в России в 2,5 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах (по Евросоюзу — в 4,5 раз) и в 1,5 раза — в развивающихся. И перелома, несмотря на заверения Министерства здравоохранения и социального развития о росте рождаемости, не предвидится.
В соответствии с прогнозом Минэкономразвития, общие потери рабочей силы за 2006–2015 годы составят более 10 млн человек, в среднем 1 млн ежегодно.
Согласно долгосрочным прогнозам, через 50–60 лет население страны сократится вдвое, и именно трудоспособное население будет сокращаться особенно быстрыми темпами.
В последние пять лет смертность людей рабочих возрастов составляла в общем числе умерших 22–25%.
По данным Госкомстата, к 2016 году каждый четвертый житель России будет пенсионером. Это создает очевидные проблемы для пенсионного обеспечения.
По оценке вице-премьера Александра Жукова, уже через 20 лет, если не раньше, распределительная пенсионная система не сможет обеспечивать жизнь пенсионерам. Пенсионных отчислений работающих граждан просто не будет хватать. Тем более что в рамках снижения налогового бремени на бизнес единый социальный налог (ЕСН), из которого и берутся деньги на пенсии, сократили с 36 до 26%, чтобы легче было удваивать ВВП.
Доходы Пенсионного фонда сразу сократились примерно на треть. Единственный выход, который остался у правительства, — повышение пенсионного возраста. Но заикнувшегося было об этом министра здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова быстро поставили на место.
Пока деньги на пенсии предлагается брать из Стабфонда, который пополняется за счет сверхдоходов от продажи нефти. Чем закрыть брешь, когда цены упадут, непонятно – ведь накопительная система пенсионного обеспечения, которая призвана была дополнить и заменить распределительную, провалилась.
«Правительству неизбежно придется вернуться к идее повысить пенсионный возраст и воплотить ее в жизнь», — заявил «Газете.Ru» директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон.
Он отметил, что ситуация в России сложнее, чем в Европе, поскольку объективный мировой процесс старения населения в нашей стране усугубляется высокой смертностью.
В этих условиях, подчеркнул экономист, если правительство действительно намерено реализовать планы по удвоению ВВП, оно должно будет увеличить продолжительность трудоспособного возраста. Справиться, увеличив производительность труда, будет куда сложнне, чем просто подняв планку пенсионного возраста. «Но политически это очень сложное решение», — предостерег Владимир Гимпельсон.
В развитых странах на этот шаг уже пошли. В Европе и США людей на пенсию отпускают не раньше 60–65 лет, а в России женщин — с 55, мужчин – с 60. Недавно премьер-министр Италии Сильвио Берлускони принял решение повысить пенсионный возраст с 2008 года с 57 до 60 лет. А в США аналогичную идею высказал глава федеральной резервной системы США Алан Гринспен. Он предложил увеличить пенсионный возраст, который в настоящее время составляет 65 лет и 4 месяца, до 67 лет и таким образом уменьшить растущий дефицит бюджета.
В России пока выкручиваются по-другому. Принудительно возраст не повысили, но стимулирующие меры приняли – если вы проработаете 5 лет свыше положенного, то пенсия будет в полтора раза больше. Но от добровольной системы до принудительной — один шаг, как это показала история принятия закона о монетизации льгот.