Анонс отличался даже неким изяществом: «12 августа Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков проводит презентацию акции «Красота спасет мир от наркотиков». В программе — художественная выставка, выступления творческих и спортивных коллективов».
Наркотики – зло, этот тезис не будет оспаривать ни один человек, по которому хоть краем проехалось это колесо. Но, пожалуй, впервые в нашей стране бороться с ними решили не ловлей пушеров, не облавами в цыганских поселках, не изъятием книг из магазинов и даже не ритуальными анафемами творцам постановления о средних дозах, которое журнал Госнаркоконтроля «Наркомат» именует не иначе как «Число Зверя – 666» (постановление № 231 от 6 мая 2004 года — сложите цифры). Теперь пифагорейцы с апокалиптическим уклоном решили примазаться к Достоевскому и раздавить гадину художественными средствами. Естественно, мимо такого события «Парк культуры» пройти не мог.
Еще в фойе Центрального дома художника стало понятно, что красоту сотрудники Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков понимают так же, как все наши чиновники.
В фойе гостей ждала красота буколическая: плясками под гармонь и балалайку отличался ансамбль народного творчества. Под сенью этой красоты всем входящим раздавали выпускаемые Госнаркоконтролем журналы «Наркомат» и «Антидоза», а рекламные щиты вводили в курс дела. Из них следовало, что главным событием акции является выставка «Художники против наркотиков», а после церемонии ее открытия состоится концерт. В процессе усвоения этой информации к корреспонденту пришло понимание, что организаторам акции не чужда культурная толерантность – девушек в сарафанах и отроков в картузах и рубашках с петухами сменила красота урбанистическая: брейкеры в футболках «Нет наркотикам» бросились крутиться под непрерывно «факающую» песню.
Впрочем, эту красоту быстро свернули, и все присутствующие во главе с заместителем директора Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александром Михайловым отправились на вернисаж. Пока генерал-лейтенант объяснял в приветственном слове: «Чтобы дети из мира грез и опьянения вернулись в мир реальный, его надо сделать привлекательным» — корреспондент кинулся смотреть, какими же красотами решили перевесить иллюзорный мир. Выяснилось, что выставку галерея «Лес Ореады» устроила по принципу «дешево и сердито»: без затей вывесила картины художников, с которыми сотрудничает.
Здесь не то что о антинаркотической – о красоте как таковой говорить не приходится: дебелых теток в бане сменяли наполненные родной осиной пейзажи, а те уступали место аллегории «Зов».
К счастью, это бессистемное собрание было проредили социальными антинаркотическими плакатами кисти (вернее, мыши) сотрудников журнала «Наркомат». Их в основном и разглядывали непременные гости подобных акций – молодцеватые кадеты с огромными букетами и приглашенные, очевидно, тоже в эстетических целях, высокие девушки из модельного агентства. Они, надо признать, были хороши, особенный ажиотаж вызывала одна, драпирующая длинными нитями наряд, который военные называют «форма одежды – голый торс».
Впрочем, плакаты тоже заслуживали внимания. К плакату 1925 года «Помни о колесах!», призывающему не соваться под трамвай, сотрудники журнала приписали «В 2003 году от наркотиков пострадали 20 000 000 человек». Это, пожалуй, было вершиной креативности, все остальное шло по накатанной. Помимо банальных иллюстрированных лозунгов «Спорт — источник здоровья» и «Надежда, здоровье, жизнь – в твоих руках!» богато была представлена патриотическая составляющая – Александр Невский с мечом, приколовшим дымного змея, Минин и Пожарский с приляпанной на знаменитый шит эмблемой Госнаркоконтроля и соответствующими лозунгами: «Разгромим наркозло!», «Народное сопротивление – бей в набат!», «Народное ополчение – вставай, страна!».
Собственной креативности, впрочем, не всегда хватало и на такое. Тогда в ход шел апробированный еще на изуродованном Достоевском принцип эксплуатации чужого: «Наркоман – позор и беда нации, сколько раз увидишь – столько раз останови!» (у Симонова было куда суровее).
Оставалась последняя надежда на красоту – концерт, которая окончательно рухнула на выступлении неких «Александра Сокола и группы «Иван». То, что этот Сокол, пообещав «исполнить свои лучшие песни», затянул: «Вот опять небес темнеет высь, вот уж окна в сумраке зажглысь…» — еще можно было пережить. Но когда Сокол с «Иваном» с неповторимой интонацией затянули: «И нисколько мы с тобой не постаре-е-ели…»… В общем, выступления детского хорового коллектива с чудесным антинаркотическим названием «Грёза» мы не дождались. Сил больше выносить это опошление серьезной проблемы не осталось.
Свою красоту Госнаркоконтроль, конечно, нашел, но мир он ею точно не спасет.