Все-таки странно читать книгу в яркой нелепой обложке, лежащую на лучших местах в книжных магазинах, за которую в свое время вполне могли сжечь на костре, чуть позже – просто посадить в сумасшедший дом, а всего лет пятьдесят назад – запалить под окнами автора здоровенный крест. Трилогия Филипа Пулмана «Темные начала» – чтение столь неожиданное, что нет-нет, да и тряхнешь обалделой головой – не может быть. Не может быть, чтобы в это серенькое время кто-то смог набраться столько смелости, что сочинил свою Благую весть и подсунул ее миру под видом детского чтения.
Сравнения с «Гарри Поттером» лучше сразу оставить в стороне. Приключения девочки Лиры Белаквы, странствующей между бесчисленными параллельными мирами, так же похожи на историю Джоан Ролинг, как «Страсти» Гибсона на рождественский вертеп. Из книги Пулмана, словно комья горячей лавы, вываливаются куски даже не идей – раскаленных форм, в которые человеческая мысль обретала мечты о великой безмерной свободе, застывая в прохладе холодного размеренного стиля в величественные и пугающие образы. Север, населенный расой угрюмых бронированных медведей, превращается в великий Норд, о котором так много писал кто попало. Град Божий – в летающую крепость, грозящую непослушным тотальным уничтожением.
Ну а великая битва, которая является непременная часть любой саги – это кровавое сражение армии человечества всех миров, восставших ангелов и оскорбленных жалким небытием мертвецов с великой армией бога.
Тем, кто пропустил первые две книги, придется наверстывать – прочитать, как Лира отправилась с отрядом цыган на Север – спасать своего друга из секретных лабораторий церкви, узнать о жуткой машине, отрезающей душу от тела, познакомиться с отцом Лиры лордом Азриэлом, задумавшим битву с небесами и королем бронированных медведей Йореком, чья жизнь – война и охота среди вечных льдов.
В финальной части трилогии «Янтарный телескоп» Лира и ее друг Уилл – ребенок-убийца, владеющий ножом, прорезающим проходы между мирами, совершат немало славных дел – например, спустятся в страну мертвых, чтобы получить прощение и ответы мертвецов.
Разгадки тайн, обещанные в предыдущих книгах не разочаруют – скорее удивят изящной стройностью возникшей картины.
Возможно, «Телескоп» производит чуть менее мощное впечатление, чем предыдущая книга «Чудесный нож», которая совсем уж гремела как Шостакович. Но ответы редко бывают сильнее вопросов.
Тем более в случае с Пулманом. Удивительным образом этот человек смешал в своей «детской» книге самые причудливые элементы. В ход пошли гностические ереси, утверждающие, что наш мир – порождение деспотичного и недоброго божества, чья божественность стремится к нулю. Греческое учение о фатуме, зловещей предопределенной судьбе, избегнуть которого не дано даже богам. Идеи социалистов-утопистов и поздних христианских мистиков, нежданно сплавившихся в образе «небесной республики», которая и является целью человечества всех миров. Азриэл – ветхозаветный ангел смерти, который в средние века воспринимался уже скорее как демон. Метатрон, ведущий войска небес против армии Азриэла – первый из ангелов, доверенное лицо Создателя.
В ход пошел и Ветхий Завет и элементы Каббалы.
Но все это понимаешь, уже закрыв книгу, потому что писательский талант Пулмана позволил ему без швов скрепить все элементы истории в захватывающее повествование. Черт, при желании эту книгу и в самом деле можно читать как детскую приключенческую литературу. Например, когда Уилл встречается с православным священником в деревне московитов и тот поит его водкой – эта сцена со всеми диалогами, вареньем и сивухой выглядит убедительной даже для коренного московита.
Но любопытство и любовь, которые Пулман испытывает к миру, возможно, даже больше его таланта. Поэтому даже лишние длинноты, которых мало, или шероховатости интриги, которых еще меньше, проходят почти незаметно.
К тому же не совсем понятно, какой линейкой мерить человека, который три романа подряд вел битву с небесами. И одержал победу.
Филип Пулман. «Янтарный телескоп». М., РОСМЭН, 2004.