В пятницу цены на нефть поставили новые рекорды: на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже стоимость фьючерсного контракта на поставку нефти cорта Light в определенный момент составляла $46,60 за баррель. С 1983 – года, когда на этой бирже начали торговать нефтяными фьючерсами, — таких цен не было.
В пятницу на Лондонской нефтяной бирже стоимость фьючерсного контракта на поставку нефти cорта Brent в определенный момент составляла $42,85 за баррель. Это также рекорд: с 1988-го, когда на этой бирже начали торговать нефтяными фьючерсами, таких цен не было.
Но все эти цены — рекорд только в номинальном смысле — напомнили на этой неделе информационные агентства РИА «Новости» и Reuters. Цена достигла исторического пика – в рамках большой истории, а не архива отдельной биржи, — в 1970-х, а также в 1980-м году, после исламской революции в Иране.
Что сейчас ведет цены вверх? Следствия нестабильности на разных уровнях. Смесь причин. Вчера толчок к росту дало сообщение British Petroleum о закрытии на ремонт нефтеперерабатывающего завода в штате Индиана. Причиной остановки третьего по объему производства американского предприятия данного типа стал взрыв в хранилище.
Сегодня Reuters сообщил о закрытии главного нефтепровода Ирака, перекачивающего 1,5 млн баррелей в сутки. Причина — данные об угрозе диверсий.
Продолжающиеся бои в Ираке заставляют относиться к подобной возможности серьезно.
А завтра в Венесуэле, обеспечивающей около 13% мирового импорта нефти, состоится общенациональный референдум по досрочной отставке президента Уго Чавеса. Популярная у крестьян и мелкого бизнеса и не популярная у более состоятельных классов фигура Чавеса символизирует раскол в венесуэльском обществе. Если Чавес проиграет референдум — что, впрочем, большинство экспертов находит маловероятным, — перспектива массовых волнений может стать реальностью. Но и оставаясь перспективой, она, по оценкам экспертов, уже толкает цены на нефть вверх. Несмотря на заверение венесуэльского министра энергетики Рафаэля Рамиреса о том, что правительство обеспечит поставки, каков бы ни был исход голосования.
Остается неизвестным исход борьбы российской нефтяной компании ЮКОС — поставщика 1,7 млн баррелей в день — с перспективой банкротства. Сам факт нерешенного конфликта внушает рынку беспокойство. Телефонный звонок советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс руководителю администрации президента России Дмитрию Медведеву и тема беседы – о ЮКОСе – не оставляет поводов для сомнений.
Все эти конфликты и ЧП разного масштаба развиваются на фоне столь быстрого роста спроса, какого не было, по информации Financial Times, с 1976 года.
Каждая возможность помарки в графике поставок выглядит тем больше не приятной для покупателей, чем больше нефти им нужно.
«Аналитики отметили, что взлет цен уже замедлил темп роста американской экономики, и эта тенденция будет иметь место и в будущем; между тем уверенное развитие экономики США продолжится, если не будет срыва нефтяных поставок», отмечает китайское агентство «Синьхуа».
Экономике КНР нефть нужна так же остро: «Синьхуа» сообщает, что за первые семь месяцев 2004 года китайский импорт нефти вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— Страны опасаются нехватки нефти в будущем, и больший объем ее идет в запасы, что обуславливает рост цен, — говорит аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Разведанных запасов в мире еще достаточно много, но быстро увеличить объем добычи – это сложно. В этой ситуации возникают опасения, что в будущем добыча не будет успевать за ростом спроса.
Появились сомнения в том, что ситуация на рынке нефти следует за логикой спроса и предложения, а не опрокидывает ее.
Агентство Reuters привело слова иранского министра нефтяной промышленности Хосейна Каземпура Ардебили, опубликованные на сайте этого ведомства, о том, что сейчас мировые рынки получают на 2,8 баррелей сырой нефти в день больше, нежели им нужно: «кажется, что цены продолжат расти без всякого учета основных составляющих рынка, предложения и спроса».
«Текущая ценовая тенденция – итог политических и военных событий»,
заключил Ардебили.
Цены на нефть сигнализируют о конфликтах, которые — за исключением ремонта НПЗ в Индиане — бизнес не может разрешить: это не его компетенция. Решения находятся на уровне политики — внутренней разных стран и международной, — и их еще нужно выработать и реализовать.
Именно это — процесс выработки решений через диалог — и происходит в эти часы и дни.
Так, в частности, как сообщило сегодня в 15.59 агентство РИА «Новости», по окончании состоявшихся сегодня в Петербурге переговоров между министром обороны РФ Сергеем Ивановым и министром обороны США Дональдом Рамсфелдом, последний назвал действия шиитского лидера Муктады Ас-Садра вредящими делу мира и безопасности в Ираке. Рамсфелд также сообщил, что «соответствующие официальные лица сейчас ведут переговоры» с Ас-Садром и взаимодействуют с иракским правительством.