Монополия на фотографию нарушена. Одному Дому фотографии все искусство не освоить, решили в семействе Церетели. Зураб Константинович от лица Московского музея современного искусства и Академии художеств, а также Василий Церетели в качестве директора филиала вышеназванного музея приняли у себя выездную выставку Хьюстонской фотобиеннале.
Год назад ее уже показывали в Самаре, теперь она и до Москвы добралась. Вообще-то выставок четыре, и они заняли три этажа музейного дома в Ермолаевском переулке. Получилось немало, но разнообразно и насыщенно, без лишнего балласта, и оттого смотрится почти на одном дыхании.
FotoFest в Хьюстоне, штат Техас, уже двадцать лет занимается бурной фотографической деятельностью. Биеннале проходят с 1986 года и успели стать заметным в мировом даже масштабе событием. Особенно хорошо известна программа Meeting Place – просмотр портфолио новичков матерыми фотодеятелями. Каждый год сотни молодых светописцев стекаются в Хьюстон и нервно кусают губы, потеют и грызут ногти, пока эксперты просматривают их опусы. Есть от чего нервничать: с техасского Meeting Place начались многие карьеры. Десятка избранных получает на следующий год персональные выставки и всяческое внимание. Одна из нынешних экспозиций является дайджестом этой программы за шесть последних лет.
Выставка «Избранное» — это уже сливки, элита.
Павел Банка, Ву Жайлинь, Нельсон Гарридо, Атта Ким, Пентти Саммаллахти и другие – этакая сборная мира. География имен политкорректна и крупной сеткой накрывает весь глобус: Чехия, Китай, Венесуэла, Южная Корея, Финляндия и т. д. Команда получилась довольно сильная. Ву Жайлинь выступает в разряде репортажной фотографии с диковато глядящими в камеру «Горными народами Юньнана». Абелардо Морель без манипуляций с отпечатком, используя технику времен Возрождения, создает фантастической красоты картинки вроде «Изображения Темзы, полученного с помощью Camera Obscura внутри офиса».
Нельсон Гарридо, самый провокативный из авторов, играется на тему материальной культуры католичества, масс-культуры и китча. Арт-директор Хьюстонского биеннале Венди Вотрисс сообщила на пресс-конференции, что ни разу не слышала об активном неприятии работ Гарридо. Интересно, вот если бы у нас кто-нибудь изображал святых с поролоновыми членами, как долго пришлось бы ждать реакции?
Один из достойнейших продуктов, черно-белые карточки испанца Чема Мадоз, – чистое изобретательство. Ножницы с ресницами на дужках, два ботинка, прошнурованные одним шнурком, деревянный башмак, пустивший корни, – вещи с метафизическими намеками или просто прикольные – это уж воспринимайте как угодно.
Фантасмагорические идеи просты и лаконичны. Смотришь на картинку — и кажется странным, что никто раньше до этого не додумался.
Третья и четвертая выставки из Хьюстона представляют ветеранов. Группа MANUAL (Эд Хилл и Сюзанна Блум) – электронные маньяки и адепты «Макинтоша». Они – пионеры цифрового искусства. На мой взгляд, слегка замороченные своими дигитальными возможностями, но, может, этот эффект – от соседства с черно-белой классикой Джорджа Краузе.
Краузе представлен работами от 1960-х годов до наших дней. Есть обычная уличная фотография: чересчур самостоятельная тень от старой испанки, идущей по улице, круп белой лошади на темной траве – качественные, без гламурного лоска карточки. Есть постановочная, вроде простецкой «Собаки-девочки» или «Пути к блаженству» с претензией на символьную философичность. Есть и покрепче выражения, как «Знак вопроса», например: мужик в маске с длинным носом, смотрящий на свой эрегированный член. Короче, наваристая получилась история и довольно свежая – большинство из этого еще не видано в Москве.
Московский музей современного искусства, Ермолаевский пер., 17. До 5 сентября.