— Темпы роста абонентской базы находятся на пике, что объясняется благоприятными экономическими условиями и низким уровнем пенетрации, характерным для российского рынка, — говорит Надежда Голубева, аналитик по телекоммуникациям компании «Атон». – Что касается времени, когда были сделаны рекордные продажи, то это естественно:
июль — месяц отпусков, и многие приняли решение о покупке второго или третьего мобильного телефона в семью.
Наибольший взнос в рост рынка сделали регионы: по данным ACM, из общероссийских 3,05 млн новых пользователей большинство, 2,4 млн, живут в регионах.
По данным IKS-consulting, картина проникновения мобильной связи в Россию выглядит следующим образом. Больше всего пользователей в Северо-Западном регионе — 54%. В центре России — 51%.
Все другие регионы существенно отстают: на Северном Кавказе мобильной связью пользуется 31% населения, в Приволжском и Уральском регионах – по 29%, в Сибири и на Дальнем Востоке – 26 и 16% соответственно. В переводе с языка цифр это означает, что у российских операторов мобильной связи есть пространство для развития.
Они и развиваются. IKS отмечает «значительное изменение конкурентного ландшафта». По оценкам агентства, МТС остался лидером только в двух регионах – на Урале, который агентство считает самым динамичным рынком в 2004 году, и на Дальнем Востоке.
«Мегафон», по оценкам IKS, сохранил лидерство на северо-востоке страны и выиграл Северный Кавказ у МТС.
«Вымпелком», согласно тем же данным, удержал первенство в Центральном и Приволжском регионах и, кроме того, достиг лидерства в Сибири, где ранее лидерство принадлежало МТС.
Зато МТС вернуло себе первенство на столичном рынке, где с начала 2002 года первую позицию занимала компания «Вымпелком».
Согласно данным IKS, МТС обогнали «Вымпелком» на 1% (46% против 45%), по данным AKM – на 2% (47% против 45%).
Представитель МТС Андрей Брагинский объяснил успех «удачной линейкой тарифов, качеством связи в Московском регионе, успешной имиджевой компанией «Люди говорят», реструктурированными отношениями с дилерами».
Также он упомянул 15-процентную скидку, призванную увеличить лояльность клиентов.
Аналитик «Атона» Надежда Голубева объяснила смену лидера тем, что, испытывая в определенный момент нехватку номерной емкости, компания «Вымпелком» сократила количество месяцев, в течение которых абонент мог сохранять за собой номер, фактически им не пользуясь.
— Не стоит переоценивать произошедшее, — сказала аналитик «Атона». – Решение проблемы с номерной емкостью будет означать рост числа новых контрактов.
По оценкам обоих упомянутых выше агентств, пользователи мобильной связи сейчас составляют чуть больше 36% всего населения страны. Если экономическая конъюнктура к концу года существенно не изменится, эта цифра может заметно увеличиться.