Девять лет назад вышел фильм Грегга Арраки «Проклятое поколение» — «Doom generаtion». Русские пираты, недолго думая, перевели название как «Поколение игры в Doom». Под таким названием это кино даже вошло в некоторые справочники, хотя к лучшему шутеру всех времен и народов фильм никакого отношения не имел. Но это, разумеется, если не считать насилия, возведенного в «Поколении игры в Doom» в какую-то непристойную культовую степень.
Впрочем, для девяностых годов это было практически общим местом. «Криминальное чтиво», «Прирожденные убийцы» и даже какие-нибудь «Детки» учили нас, что, если нельзя застрелить врага или отрезать его «джонсон», надо хотя бы ударить его по лицу скейтом.
Одиннадцать лет назад появилась игра «Doom», веха и революция в истории компьютерных игр. Она не была самой жестокой. В ней надо было убивать зомби и созданий из ада, а в современной ей «Wolfenstein 3d» надо было стрелять настоящих живых фашистов и даже убивать собачек. Но тем не менее такого холодного липкого кошмара, разлетающихся в стороны внутренностей противника (нарисованных наивно, лапидарно, но очень убедительно), насаженных на колья людей и отвратительных сатанинских монстров до тех пор не было.
Сколько уроков не было выучено, карьер загублено, браков расторгнуто, уже и не сосчитать.
Во всяком случае, до сих пор как только какой-нибудь американский школьник приходит в школу с пистолетом, вспоминают про тот самый «Doom» и «Doom 2», который почти не отличался от первого.
Само понятие «Copycat murder», «убийство по образцу», — приблизительно ровесник игры в «Doom» или в крайнем случае фильма «Крепкий орешек-2».
Нельзя сказать, впрочем, что это все так далеко от истины. Недавно юный геймер 14 лет от роду пришел в школу с украденным малокалиберным пистолетом, выстрелил из него восемь раз по визжащим и мечущимся мишеням и восемь раз попал, причем пять раз в голову и три раза в грудь. Таких результатов сотрудники силовых структур почти никогда не достигают: у них обычно нет бессчетных часов, которые можно провести за монитором. Утверждается, кстати, что американская морская пехота тренировалась, играя в «Doom». Об этом пишет специалист по убийствам, рейнджер и военный психолог-киллолог лейтенант-полковник Дэйв Кроссман.
Теперь у них есть гораздо лучший тренажер.
«Doom 3» поступил в продажу. Те, кто хотел, увидели его гораздо раньше. Некоторые интернет-магазины «ошиблись» и заранее оформили предварительные заказы – 800 человек получили игру раньше срока. Один фанатик встретил случайно курьера, у которого в прозрачном пакете была коробка с «Doom», отдал ему все наличные деньги, $150, и перекупил игру. Курьеру еще повезло – могли бы и убить.
Рынок подержанных компьютеров основательно трясет: к выходу этой компьютерной игры геймеры в массовом порядке меняют машины. Игру писали пять лет и пять лет кормили публику обещаниями: «Вам придется выкинуть компьютеры на помойку, потому что наша игра будет ходить только на самом-самом продвинутом оборудовании». Так оно в общем и получилось, хотя и без «Doom» за эти пять лет произошла компьютерная гиперинфляция.
В общем, чудится в этой истории элемент жульничества. На достаточно взрослом компьютере Intel P4 2.8GHz/800MHz CPU, память 1G Dual DDR (2x512Mb Kingston PC3200, 400Mhz), видео ASUS Geforce4 Ti 4200 64Mb, AGP 4x, мать ASUS P4P800 Deluxe игра нормально идет только с достаточно скромным разрешением. Человеку, который не устроит истерику по поводу потрясающей графики (она неплохая, но без каких-то откровений), справедливо укажут на место – сам себе такие настройки поставил, сам виноват, надо было нормальную машину покупать.
Впрочем, нам и так хватило ужаса от лучшей компьютерной игры 2004 года. Как бы ничего не изменилось. Ситуация осталась прежней: космический пехотинец сражается с нечистью, захватившей базу в результате ужасного эксперимента безумного ученого. Но в первых «Думах» вся эта ситуация, как в обычных порнофильмах, описывалась двумя строками в начале игры. Новый «Doom» – не порно, а артхаус. Долгие минуты проходят, прежде чем пехотинцу выдают его первый пистолет. Еще несколько минут он будет с ним ходить, прежде чем ему впервые придется из него выстрелить в лаборанта-зомби. Он будет ходить мимо лаборантов и рабочих, которые будут шептаться у него за спиной, рассказывая друг другу об ужасных чудовищах. Он будет читать чужие e-mail, в которых будет говориться о напряжении и ужасе, творящемся на базе.
Когда эксперимент наконец закончится и на базе появятся полчища зомби и импов, еще долго в коммуникаторе пехотинца будут орать рядовые и сержанты, военные и гражданские:
«Нас окружили, у нас потери, огромные потери среди гражданских, помогите, помогите, нас убивают, мы отступаем».
Все это будет сопровождаться воплями, стрельбой и чавканьем.
Освещение на базе выключится, придется полагаться на фонарик и интуицию. Один раз в десантника стрелял зомби, которого не было видно совсем. Положившись на удачу, десантник выпустил целую обойму из пистолета наугад, попал случайно в бочку с бензином и взорвал врага. Один раз десантник выстрелил врагу в упор в голову, снес ее с плеч, но безголовый зомби продолжил стрельбу как ни в чем не бывало.
Патронов всегда очень мало. Всегда очень страшно.
Враги и монстры остались практически те же, что и в первых версиях, что роднит игру с фильмом, допустим, «Живые мертвецы». Но в сиквеле – как фильма, так и книги — монстры гораздо оживленнее двигаются, их гораздо труднее убить, и они, разумеется, гораздо страшнее топают, вздыхают, чавкают, цокают копытами и прыгают. Музыка в игре такая, что ее не то что выключить не хочется – от ужаса космический пехотинец просто забывает, где находятся выключатели.
Даже если бы «Doom 3» был плохой игрой, то только шрифтом, названиями монстров и оружием он мог бы покорить сердца геймеров. Кто-то считает себя поколением Beatles, ну а те, кому было 13 лет в 1993 году, могут смело назвать себя поколением Doom. Но новая игра получилась гораздо красивее старой, она, по крайней мере, не менее аддиктивна, она предлагает примерно те же этические представления и правила, что и ее предки. Прошло всего одиннадцать лет – и новое поколение неврастеников будет называть себя «поколением «Doom 3»», упустит великолепные учебные и карьерные возможности, рассорится с друзьями и возлюбленными и в конце концов явится в любимый офис с помповым ружьем.
В России локализацией и выпуском компьютерной игры занимается 1С. Дата выпуска русского «Дума» неизвестна. Пиратские диски уже доступны. В 2006 году должны снять фильм «Doom» по мотивам игры. В главной роли, скорее всего, снимется Дуэйн (Скала) Джонсон.