Министерство природных ресурсов Российской Федерации уже не первый год борется с незаконной застройкой заповедных лесных и прибрежных территорий.
Земли оккупируют в большинстве своем люди значимые, против которых предпринимать какие-то решительные шаги непросто.
Как правило, в случае выявления незаконных построек с владельца строений взимался штраф, составляющий 1,5 тысячи рублей для физического лица и до 50 тысяч – с организации.
Судебные разбирательства, например с Тимуром Умеровым, руководителем ЗАО «Гудвин-3», торгующим постройками на Истринском водохранилище, не привели пока не только к сносу коттеджей, но даже и к прекращению застройки: компания впоследствии приобрела вдобавок к своим 45 гектарам земли еще 65.
Олег Митволь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, выказал намерение вести серьезную борьбу с застройщиками берегов и лесов.
И действительно, приняты масштабные меры: приостановлено выделение земель под постройки, а владельцам целых пятнадцати незаконно построенных коттеджей Солнечногорский суд выдал свидетельства об аресте имущества и исполнительные листы по сносу строений.
На добровольное исполнение решения суда по закону застройщикам выделяется всего пять дней. Если за этот срок незаконный владелец не сотрет своей коттедж с лица земли, ему поможет государство.
Причем в случае выполнения разрушительных работ государственными бульдозерами застройщику будет предоставлен только счет за них, но не будет взиматься штраф.
Как таковых денежных взиманий не предполагается, однако на освободившейся территории должно оказаться то, что было до начала строительства: во-первых, должен быть удален фундамент, а во-вторых, полностью должна быть восстановлена флора.
Как объяснил Олег Митволь, есть бумаги, в которых учтено все территориальное распределение природных ресурсов, и каждому нарушителю могут объяснить, где и что он должен высадить.
Разумеется, самостоятельно бывшие хозяева бывших домов в заповедных зонах высаживать елочки не будут. Придется за это государству заплатить.
Но до предприятия мер по восстановлению заповедных зон нужно их все-таки освободить от всех застроек. Распоряжение на снос есть, все сроки и на его добровольное и на принудительное исполнение есть, а здания так и стоят.
Сам Митволь по этому поводу выразил недоумение, но отметил, что устранение построек – дело несрочное: «Мы никуда не торопимся».
Все силы Министерство природных ресурсов бросает на то, чтобы случаи выявлять, но не ликвидировать – до первого сентября на судебном столе должны оказаться бумаги обо всех выявленных двух тысячах случаях подобных нарушений.
Что делать дальше — пока не ясно никому, в том числе и правительству.