В среду главком ВВС Владимир Михайлов рассказал о подробностях подготовки к международному авиашоу «Летающие легенды». В середине августа оно пройдет на базе подмосковного музея Монино. «12 августа – день ВВС России, — напомнил он. — 15 числа (третье воскресенье августа) – День воздушного флота России. После такого совпадения мы решили не только создать новую традицию празднования этих дат, но и как бы провести генеральную репетицию 60-летия Победы». Так, по словам Михайлова, и родилась идея выставки «Асы второй мировой войны». «А местом ее проведения стал старый аэродром Монино, где находится музей ВВС России с его уникальными раритетными самолетами», — добавил он.
Сейчас в Монино военнослужащие ВВС готовятся к прибытию самолетов времен второй мировой войны — советских и зарубежных. Специально для бомбардировщика Mitchel B-25, например, взлетно-посадочную полосу монинского аэродрома увеличили с 1 тыс. до 1,5 тыс. метров. Военные практически завершили укатку и утрамбовку полосы, разметку рулежек и стоянок. Аэродром сделали максимально
похожим на полевой аэродром периода второй мировой: построили командные блиндажи, договорились об установке зенитной установки (правда, несколько более позднего периода), во время выставки здесь будет работать походная столовая.
«Конечно, могут быть какие-то недоработки, — заранее предупредил Михайлов. – Потому и нужна такая генеральная репетиция. Чтобы к 60-летию Победы мы провели очередную выставку «Асы второй мировой» на должном уровне». «К тому же, если финансовые вопросы в этом году решаются еще достаточно трудно, то в 2005 году мы надеемся, найти деньги будет легче», — сказал главком.
Пока же небольшой бюджет выставки в Монино не позволил пригласить на авиашоу легендарные самолеты противников и союзников. Среди «Асов второй мировой» не будет Messerschmitt, Spitfire и Boeing B-17.
«Перелет раритетной техники и так достаточно сложное и рискованное дело, — пояснил «Газете.Ru» куратор выставки Владимир Бер. – Владельцы уникальных машин, безусловно, боятся их повредить. Тем более, если риск неоправдан в финансовом смысле». После переговоров с европейскими частными коллекционерами стало ясно, что выставка пока не в состоянии найти денег для их участия: «Например, за прилет Spitfire владельцы просили не менее 55 тысяч фунтов стерлингов, Messerschmitt – 140 тыс., Boeing B-17 — 200 тысяч».
В то же время в выставке будут участвовать такие самолеты союзных стран, как Boeing Stearman (из Бельгии), Mustang P-51 (из Норвегии), Harvard Super Six (из Германии), B-25 Mitchell, американские палубные истребители Chance Vought F4U-4 Corsair и Trojan T-28 (из Австрии). Армию противника представят два Fiesler Storch 156 из Югославии и бомбардировщик Junkers 87, кстати, с Украины.
Большинство уникальных машин в разобранном виде доставит военно-транспортная авиация России, но некоторые из них прилетят своим ходом.
Как рассказал начальник управления по использованию воздушного пространства Минобороны Михаил Кизилов, перелет раритетных самолеты будет организован в три этапа – с 7 по 12 августа. «С аэродромов Бельгии, Германии и Чехии они вылетят в Вильнюс и Варшаву, — рассказал он. — Здесь будет сформирован авиационный поток для дальнейшей перегруппировки, после чего самолеты перелетят на аэродром Витебска в Белоруссии». Затем, по словам Кизилова, машины времен второй мировой уже с российскими штурманами на борту прибудут в Чкаловский и, наконец, в Монино.
«Самолеты раритетные, — отметил он. – Чтобы не допустить каких-либо происшествий на авиашоу, техническая группа Чкаловского еще раз проведет анализ их состояния. Эти машины не будут участвовать в имитации воздушных боев. “Отражение налета вражеской авиации” будут демонстрировать самолеты РОСТО».
Минобороны надеется, что «Летающие легенды» привлекут внимание и поддержку не только государства, но и частного бизнеса.
Как сообщил журналистам Кизилов, «на все мероприятия в Монино в этом году бюджетных денег не планировалось и нет». Минобороны и ВВС изыскивали средства самостоятельно. Тем не менее военные уверены, что на будущий год деньги на финансирование истории авиации в бюджете найдутся. «А после проведения такой выставки, как «Асы второй мировой войны», появятся и богатые любители авиации, которые захотят внести достойную лепту в дело поддержания раритетной техники», — выразил уверенность представитель Минобороны.