В последнее время «Сухой» главным образом продвигает свое гражданское дитя — самолеты RRJ, о поставке которых уже есть предварительная договоренность — авиакомпания «Сибирь» взялась купить 50 штук. Такова стратегия АХК «Сухой»: как говорит ее генеральный директор Михаил Погосян, доля гражданского самолетостроения на мировом рынке заметно выше военного, и не принимать этого во внимание нельзя.
Другая компания — UTair — намеревается купить 20 самолетов RRJ, контракт будет подписан осенью. Как говорил «Газете.Ru» гендиректор Utair Андрей Мартиросов,
«RRJ еще нет в металле, но доверие к нему больше. Уже сейчас показывают, как он будет строиться, какой будет двигатель, как будет выстроен сервис».
А «Аэрофлот» открыто заявил, что такие самолеты ей были нужны «уже вчера». Гендиректор авиакомпании Валерий Окулов пояснил, что для реализации нового проекта его компании нужны ближнемагистральные самолеты на 60-100 пассажирских мест и RRJ — самые предпочтительные для этого машины. Вообще, по словам Окулова, претензия к детищу «Сухого» только одна: «живой» самолет появится года через два-три.
Между тем все подразделения «Сухого» изо всех сил пытаются ускорить процесс, собирая заказы и деньги под гражданский проект. Глава «Авиационной холдинговой компании «Сухой» Михаил Погосян в среду заявил, что в его ближайшие планы входит более активный экспорт военных самолетов «Су», а также завоевание рынка запчастей.
Говоря о географии экспорта, Погосян отметил, что с 1996 по 2003 год «общее количество проданных машин превысило 160 штук, а Малайзия станет тридцатой страной, в которую будут поставлены самолеты марки «Су». В 2002 году за границу было экспортировано более 60 боевых «Су». Помимо этого в прошлом году иностранные заказчики купили 36 боевых машин моделей «СУ-30МКК», «Су-30МКИ», «Су-27СК», а также три самолета-амфибии «Бе-103», которые отправились в США.
В последующие пять лет холдинг планирует поставить 150 боевых машин общей стоимостью $8 млрд. По словам главы «Сухого», более четверти суммы уже освоено.
Через «Рособоронэкспорт» заключены контракты на поставку 50 «Су». Согласно договорам, за них полагается более $2,4 млрд. Дополнительные средства холдинг планирует привлечь благодаря экспорту запасных частей для своей техники. «В 2003 году «Сухой» получил от поставок запчастей $15 млн, а в 2004 году — около $100 млн», — сообщил Михаил Погосян.
На 2005 год планы куда более амбициозные: выручить за счет экспорта запчастей $250 млн. В намерения АХК «Сухой» входит занять 80% этого рынка — оставшиеся 20% приходятся на долю «серого» экспорта, и с ним «Сухой» бороться не в силах.
В пресс-службе «Рособоронэкспорта» «Газете.Ru» пояснили, что в рамках военно-технического сотрудничества всего пять компаний имеют право продавать свою продукцию за границу,
а объем экспорта военных машин «Сухого» среди них составляет свыше 90%.
По поводу неконтролируемых поставок за пределы России запчастей представитель «Рособоронэкспорта» сказал, что «самостоятельная продажа запчастей — это такой момент реализуемой государственной политики».
Выяснилось, что пользоваться этим правом, предоставляемым государством, могут, помимо «Сухого», еще двадцать компаний внутри страны.
К чему в итоге это приведет: к воплощению в жизнь проекта RRJ или просто к массовым продажам военной техники по частям, собеседник «Газеты.Ru» комментировать отказался.