Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСН, Госнаркоконтроль) России подвела итоги своей работы за год, прошедший с момента ее основания. Как заявил в среду журналистам замначальника службы Александр Михайлов, наркополицейские установили рекорд, изъяв из оборота 44 тонны наркотиков. По словам Михайлова, за время недолгой деятельности новой спецслужбы ее сотрудникам удалось пресечь более тысячи случаев поставки крупных партий наркотиков в страну, в том числе, например, 400 кг груза афганского героина в Подмосковье. Как сообщил Михайлов, за год наркополицейские завели 33 тыс. уголовных дел, из них 75% по тяжким преступлениям. Как считают в новом ведомстве, они полностью оправдали возложенные государством функции и продолжают раскрывать крупные каналы поставки наркотиков в страну, а также бороться с отмыванием денег. В то же время Михайлов признал, что работать им очень тяжело в связи с тем, что большинство задержанных отделываются в суде условными сроками. А факты отмывания денег вообще доказать очень сложно, заявил Михайлов. Напомним, кстати, что именно на борьбу с отмыванием денег делался основной акцент еще при создании ведомства. Но, по словам Михайлова, за год им удалось раскрыть только «несколько» таких дел. Сколько именно, он не уточнил.
А в этом году, по словам замглавы антинаркотического ведомства, Россию ждет новая напасть — увеличение поставок героина из Афганистана, где урожай опиума заметно возрос по сравнению с прошлым годом.
Он достиг 5 тыс. тонн, из которых можно получить 500 тонн чистого героина. «Поскольку героин ввозят в Россию в виде смеси, то можно говорить о десятикратном и даже тысячекратном увеличении объема поставок наркотика в страну», — заявил журналистам Александр Михайлов. Однако бороться с афганским героином будут прежними мерами. Замначальника ФСН сообщил «Газете.Ru», что «работа ведется на этом направлении постоянно и прилагаются все усилия, чтобы не допустить трафика». В то же время он отметил, что наркополицейским значительно мешает тот факт, что в Таджикистане больше нет российских пограничников.
Михайлов особо подчеркнул, что его ведомство активно борется с крупными поставщиками наркотиков: «Мы не работаем по мелким преступлениям, где речь идет не более чем о 500 граммах героина». Судя по его словам, облавы устраивают только на крупных мафиози и наркобаронов.
Однако это утверждение Михайлова явно расходится со всеми последними акциями Госнаркоконтроля, вызывавшими общественный резонанс.
Так, еще в конце прошлого года в опалу попали продавцы маек, зажигалок и съемных панелей для мобильных телефонов, на которых были изображения конопли.
По всей стране наркополицейские стали изымать так называемую пропагандистскую продукцию. Самая серьезная санкция, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях по этим преступлениям, – штраф до 400 МРОТ, конфискация рекламной продукции, а также оборудования. Акция завершилась тем, что товар теперь продают из-под прилавка.
В апреле текущего года сотрудники ФСН поставили целью своей работы борьбу с пропагандой наркотиков в литературе. Причем делалось это довольно грубо, ведь костяк службы составляют бывшие сотрудники налоговой полиции, которую расформировали, в частности, за грубые методы работы с предпринимателями. Метаморфоз при переходе в новую службу не произошло: наркополицейские решили запретить всю художественную литературу, в которой упоминаются способы приготовления наркотиков и описываются последствия их употребления. В «черный список» попали, в частности, Баян Ширянов, Павел (Пол) Хлебников и еще около десятка российских и зарубежных авторов. В список чуть было не включили «Шерлока Холмса», однако затем передумали. Особый гнев наркополицейские обрушили на книгу «Марихуана: Запретное лекарство» (Гринспун Л., Бакалар Дж.). Однако добиться полного запрета на издание и продажу пропагандистской литературы так и не удалось, акция затихла сама по себе.
Не прошло и нескольких месяцев, как Госнаркоконтроль устроил облаву на российские ветеринарные лечебницы, использующие запрещенный Минсельхозом препарат «кетамин».
По обвинению в передаче наркотических веществ другому физическому лицу был арестован ветеринар Константин Садоведов, который вколол обезболивающее средство кошке. Однако довести дело до конца, чтобы устрашать этим примером всех остальных ветеринаров, Госнаркоконтролю не удалось, так как правительство увеличило разрешенную разовую дозу наркотических веществ в десять раз.
Кроме того, выяснилось, что во всем виноват Минсельхоз, который, запретив «кетамин» в 1998 году, просто не издал новых постановлений об использовании наркотических обезболивающих веществ. А вот прокуратура признала использование препарата в лечебных целях законным. Суд, в свою очередь, перевел все уголовные дела против ветеринаров в ранг административных.
Прошло не больше месяца, как было объявлено об очередной инициативе Госнаркоконтроля. На этот раз борцы с крупными наркокартелями обратили внимание на подростков. Теперь все московские ночные клубы должны будут получить специальный сертификат, удостоверяющий, что в них не распространяются наркотические препараты. Для получения сертификата владельцам клуба придется обратиться к специальной комиссии Госнаркоконтроля, которая проведет необходимые проверки. По мнению представителей Госнаркоконтроля, наличие сертификата (к которому будет прилагаться специальная табличка, размещаемая прямо около входа в ночной клуб) привлечет к клубу большее внимание со стороны родителей, которые не будут противиться тому, чтобы их дети развлекались именно там. А вот отсутствие соответствующих документов, напротив, может привести к внеочередным проверкам милиции и закрытию клубов. И, как известно, чтобы избежать этого, любой предприниматель пойдет на любые виды «сотрудничества» с правоохранительными органами, в том числе и на благотворительные.
И хотя сотрудники Госнаркоконтроля заверяют общество в своей порядочности и благих намерениях, от ведомства ждут еще более жестких инициатив, которые способны будут сместить акцент с истинной задачи, поставленной перед новой российской спецслужбой.