Узбекистан станет третьей зарубежной страной СНГ, где работает МТС. До этого компания начала работать на рынках сотовой связи Украины (100% акций крупнейшего оператора UMC — 4,63 млн абонентов) и Белоруссии (49% акций ООО «Мобильные ТелеСистемы», совместного предприятия с белорусской «Междугородная связь» — 744,7 тыс. абонентов).
По численности населения Узбекистан (25,2 млн человек) занимает третье место в СНГ после России и Украины.
По данным исследовательской компании AC&M-Consulting, рынок сотовой связи республики находится на очень ранней стадии развития, проникновение сотовой связи составляет всего 1,5% населения, фиксированной связи — ненамного выше, всего 7,5%.
МТС уже подписала трехлетний опцион на приобретение оставшихся 26% акций Uzdunrobita у двух частных компаний за $37,7 млн. Однако в пресс-службе компании подчеркивают, что
завершение сделки зависит от выполнения ряда условий, в том числе от получения одобрений различных государственных органов Узбекистана и России, а также одобрения сделки советом директоров МТС.
«Не может быть дано гарантий, что сделка будет завершена на вышеуказанных условиях или что сделка состоится», — говорится в пресс-релизе компании.
Сейчас эти опасения выглядят вполне обоснованными, потому что в конце июня украинская генпрокуратура попыталась оспорить в суде законность продажи 51% UMC российской компании. Разбирательство по этому делу до сих пор продолжается.
«Приобретая Uzdunrobita, мы продолжаем реализацию нашей стратегии на построение телекоммуникационного бизнеса, не стесненного национальными границами, и укрепляем наши позиции лидирующего оператора мобильной связи на территории СНГ, — подчеркнул Василий Сидоров, президент МТС. — Uzdunrobita является крупнейшим сотовым оператором Узбекистана, что позволит МТС сразу занять сильные позиции на этом перспективном рынке. МТС накопила обширный управленческий, маркетинговый и технологический опыт, который будет в полной мере использован для успешного развития нашего бизнеса в Узбекистане».
В МТС обращают внимание, что в Узбекистане крайне низок уровень проникновения не только сотовой, но и фиксированной связи: «Это означает, что дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры в стране неизбежно будет развиваться за счет мобильной связи».
«Последнее время наша стратегия не менялась: основной фокус на Россию, но страны СНГ тоже находятся в поле нашего внимания», — говорит Михаил Умаров, директор «ВымпелКома» (торговая марка «Би Лайн») по связям с общественностью. Господин Умаров затруднился ответить, когда «ВымпелКом» планирует выйти за пределы России, в ближайшее зарубежье.
В «МегаФоне», единственном операторе, который владеет лицензией на все 89 российских регионов и представлен также в Таджикистане, придерживаются той же стратегии. «Наш основной приоритет — это освоение лицензионных территорий в России, хотя бывшие республики Советского Союза мы считаем перспективным рынком», — говорит Марина Белашева, руководитель пресс-службы компании.
«Дороговато получилось. На Украине (в UMC) один абонент обошелся МТС в $160-180, а в Узбекистане, учитывая долги, — почти $800. К тому же в Узбекистане проникновение сотовой связи будет расти намного медленнее, а сделка получилось самой дорогой, которую когда-либо заключали российские операторы», — отмечает Дмитрий Касьяненко, аналитик ИК «Метрополь».
Александр Казбеги, аналитик «Ренессанс Капитала», считает, что цена Uzdunrobita не такая уж большая для МТС. «МТС самая большая и финансово обеспеченная российская компания, которая ежегодно тратит на развитие $1,5 млрд, поэтому купить оператора за $100-200 млн ей ничего не стоит, — отмечает аналитик. — В МТС давно говорили, что после Украины следующие их покупки будут в Узбекистане, Казахстане и Азербайджане, а «ВымпелКом», несмотря на ожидания экспертов, аналогичных заявлений не делал. Очевидно, что эта компания может прийти на рынок СНГ с большим опозданием. А «МегаФону», маленькой компании, сейчас надо развиваться в России».