После катастрофы космического челнока Columbia в начале 2003 года, которая привела к прекращению полетов шаттлов Национального аэрокосмического агентства США (NASA), сообщение между Землей и МКС обеспечивает Россия.
Москве пришлось согласиться на своих кораблях «Союз» (пилотируемый) и «Прогресс» (грузовой) доставлять на станцию космонавтов и грузы со всего мира. США отказались финансировать полеты, поэтому
Россия отправляет по два корабля «Союз» и «Прогресс» в год за свой счет. Из-за этого заморожено строительство российского сегмента МКС.
Впрочем, с гибелью Columbia приостановлены все строительные работы на орбитальной станции.
Отечественный «Прогресс» значительно уступает американским челнокам в грузоподъемности. Он может доставить на МКС 2,5 тонны груза, а шаттл — в восемь раз больше.
По этой причине Россия отправляет на орбиту лишь оборудование, позволяющее поддерживать жизнедеятельность МКС.
На текущей неделе глава Федерального космического агентства РФ (ФКА) Анатолий Перминов подтвердил итальянской газете Stampa, что до конца 2004 года Россия гарантирует выполнение взятых ею обязательств. Но в 2005 году, по его мнению, «необходимо будет найти другие решения».
NASA обещает возобновить полеты челноков. Кроме того,
на следующий год запланирован первый полет европейского беспилотного грузового корабля ATV Jules Verne производства EADS.
Его будет запускать на околоземную орбиту ракета-носитель Arianе 5. Способный перевозить 7 тонн груза, он представляет собой нечто среднее между российским и американским кораблями.
Первый ATV уже построен, и, как стало известно «Газете.Ru», на днях EADS заключила контракт на сумму €1,3 млрд с Европейским космическим агентством на поставку еще шести таких кораблей. Планируется, что они будут перевозить грузы до 2013 года с периодичностью полтора года.
Таким образом, с 2005-го вынужденный монополизм России в этом виде перевозок закончится. Но, несмотря на то что ей не придется больше тратить свои деньги на транспортировку чужих грузов на орбиту и она сможет направить их на продолжение строительства своего модуля на МКС,
Россия будет терять на этом до сотни тысяч долларов в год. После достройки МКС на орбитальной станции начнутся коммерческие полеты кораблей, а российский «Протон» уступает шаттлам и ATV по грузоподъемности.
С другой стороны, убытки российской стороны с лихвой окупит участие РКК «Энергия» в строительстве ATV: российская корпорация на правах субподрядчика производит для европейцев системы стыковок стоимостью €1 млн каждая.