Два-три поколения наших соотечественников имели счастье пожить в великую эпоху. Мнения на этот счет у них сложились самые разные, и, конечно же, нашлось много охотников эти мнения высказать. Вот некий Олег Суворов сочинил прямо-таки идеальный роман сего прискорбного жанра, одно название чего стоит: «История одного поколения».
Как и следовало ожидать, содержание довольно тонкой книжки названию совершенно не соответствует. Не о поколении речь, а о мажористой половине десятого класса московской школы.
После отделения «быдлищ» от «козлищ» выборка вышла довольно узкая: шестнадцать главных героев! Попробуй, уследи за этими похождениями, учитывая к тому же их удивительную однообразность.
Но у каждого есть прототип, а призвание литературы по Суворову — описание жизни как она есть. Такой интуитивный соцреализм.
Конечно, сначала нужно было подробно написать об экзотической юности героев – ну откуда еще молодые россияне узнают о «картошке, сене и комсомоле»? Но увлекшись раскрашиванием декораций, автор забыл о ролях для актеров. В результате все они озабочены поиском первого сексуального контакта. Этому удручающе монотонному действу посвящена треть книги – ну еще бы, шестнадцать человек…
Наконец все вроде бы потеряли девственность, и подоспела перестройка. Суворов постарался разнообразить судьбы героев: один становится вором, один писателем, один политиком, одна проституткой… Каждая судьба могла бы потянуть на отдельный роман, но, в конце концов, не в кризисе сюжета проблема русской литературы. Сюжетов у нас полно. Как и летописцев, которые торопятся рассказать об увиденном, для чего сваливают все в одну скучную кучу.
Даже групповые изнасилования происходят как-то механически, на этом фоне изысканное словосочетание «тошнотворная мужская сперма» выглядит просто аттракционом.
Мы ничего не узнаем ни про тюрьмы, ни про командировки в Чечню – герои туда попадают, а вот автор и читатели – нет. Почему-то Суворов решил, что московская болтовня о бабах и политике куда интереснее.
По мере приближения к финалу желание автора делиться опытом и выводами становится просто навязчивым. Часть действующих лиц отправилась в мир иной, другая счастливо доживает за рубежами «этой страны», таким образом освободилось место для подведения итогов. Вот и ведут оставшиеся персонажи бесконечные разговоры о судьбах России. Книга заканчивается настолько удивительными демопроповедями, что сама Хакамада покраснела бы за свой электорат.
«…Именно сейчас и именно наше поколение должно задать вектор развития России на ближайшее столетие, но это будет возможно лишь в том случае, если у нас в стране победят либеральные ценности» – вот как широко мыслят, видна школа Политпросвета.
Строители коммунизма не могут совсем ничего не строить, уж такие лихие каменщики. Пожалуй, это единственный вывод из книги, но, боюсь, не авторский.
Автор закончил роман красивой, но невнятной речью о «торжествующей природе». Герои смотрят на звезды, и в их душах сияет неугасимая надежда. На что именно они надеются, Суворов не сообщил. Неужели опять на «вектор развития России»?.. Другого отличия этого «поколения» от других, так же сыгравших в истории роль лягушки в футбольном мяче, по прочтении не обнаружено. Так же как не обнаружено свежих мыслей, хорошего языка или занимательности сюжета. Зато очередная попытка написания авторской летописи школьного 10-«А» закончилась успешно, а что она не станет поучением для потомков – так это даже хорошо.
Олег Суворов, «История одного поколения». РОСМЭН, 2004.